Султанова Наталья
Содержание образовательной деятельности по программе «Миры детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образовательной деятельности по программе
К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:
• игра (сюжетная и с правилами);
• продуктивная деятельность;
• познавательно-исследовательская деятельность;
• чтение художественной литературы.
Перечень сугубо детских видов деятельности может меняться в зависимости от социокультурной ситуации, в которой растет конкретный ребенок, и ценностей общества в целом. Перечисленные выше культурные практики являются до известной степени универсальными – они используются для образования детей в любом современном обществе. В тоже время они могут быть дополнены другими культурными практиками, такими как:
Публикация «Содержание образовательной деятельности по программе „Миры детства“» размещена в разделах
• практическая деятельность («трудовое воспитание»);
• результативные физические упражнения («физкультура»);
• коммуникативный тренинг («развитие речи») и многое другое.
В соответствии с программой «Миры детства : конструирование возможностей», в Программе выделены следующие разделы:
• «Сюжетная игра»
• «Игра с правилами»
• «Продуктивная деятельность»
• «Познавательно-исследовательская деятельность»
• «Художественная литература»
• «Музыка»
• «Физическая культура»
В процессе осуществления указанных культурных практик, а также в бытовой практической деятельности у ребенка происходит нравственное и коммуникативное развитие.
Особое, исключительное внимание в Программе уделяется следующим культурным практикам: игре (сюжетной и с правилами, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, которые считаются обязательными для развития ребенка. Каждая из указанных культурных практик представляет собой многоуровневую систему, в рамках которой решаются конкретные задачи, стоящие перед дошкольным детством.
Так, например, чтобы полноценно использовать развивающий потенциал продуктивной деятельности, недостаточно просто констатировать ее ценность. Нужно уметь оперировать ею. Возьмем в качестве примера такую культурную практику, как рисование. Известно, что рисуя, ребенок развивает воображение. Ему уже под силу представить и предметно воплотить в рисунке задуманный мысленный образ. Однако рисование – это не только «свободное» творчество, отражение внутреннего мира художника, но и повторение уже существующих образцов, пусть и с некоторой долей вариативности. Таким образом, в одном виде деятельности у ребенка могут развиваться не связанные функционально друг с другом способности: представить что-то условно новое и повторить уже существующее.
Для того чтобы наглядно представить все развивающие функции этой культурной практики, в Программе занятия по рисованию классифицируются в соответствии с преследуемой целью: рисование по образцу; дорисовывание незавершенного рисунка; рисование по схеме и по словесному описанию. Так, у ребенка, который взялся по предложению взрослого изобразить, к примеру, птицу, развиваются одни стороны личности, а когда он воспроизводит заданный декоративный орнамент с птицами – другие. Оба эти занятия равноправны в осуществляемой взрослым образовательной деятельности. При этом занятие должно иметь для ребенка смысл. К примеру, получившийся рисунок можно подарить близкому человеку или повесить на стену.
Методическая разработка Программы подразумевает лишь классификацию уже составленных занятий и отбор среди них тех, которые имеют смысл для ребенка (к осуществлению которых ребенка не нужно принуждать). Таким образом, речь идет не об отказе от привычного содержания занятий, а лишь о другом методе их распределения в образовательном процессе в целом, и в конкретном календарном плане в частности