Татьянина Наталья
Содержание методической подготовки к обучению младших школьников математике
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая подготовка будущего учителя начальных классов посредством математики может осуществляться применением различных приемов: всестороннее изложение материала (в том числе школьные варианты); обучение применению принципов дидактики; проблемность в обучении; самостоятельные задания по подготовке материалов для использования на уроках, занятиях, математических кружках; использование деловых игр; подготовка фрагментов уроков по определенным темам, имеющим выход в школьную программу; отбор задач и его дидактическое осмысление. При выполнении самостоятельного задания по подготовке фрагмента урока студент проделывает следующую работу:
Публикация «Содержание методической подготовки к обучению младших школьников математике» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
- изучает уровень знаний, умений и навыков учащихся к моменту изучения темы;
- изучает все возможные варианты фрагмента теории;
- выбирает наиболее подходящий вариант с точки зрения имеющегося уровня знаний, умений и навыков учащихся и возможности его восприятия;
- определяет уровень изложения материала, выделяя моменты, которые не могут быть доказаны строго;
- проводит методическое исследование по замене строгого доказательства интуитивными представлениями, подтверждающими примерами и т. д. ;
- осуществляет построение фрагмента учебного предмета;
- разрабатывает систему упражнений для закрепления теоретического материала и выработки необходимых умений и навыков.
Такие системы должны содержать упражнения, имеющие ярко выраженную «школьную» направленность; реализующие основные содержательные линии школьного курса - числовую, уравнений и неравенств, функционально-графическую, геометрическую; способствующие выработке умений по составлению примеров и задач, по формированию понятий в школе.
По новому учебному плану (ГОС 2005 г.) на ФНК предусмотрено изучение студентами дисциплины: «Теоретические основы и технологии начального математического образования». Представляется, что данный курс создает большие возможности для более качественного раскрытия методического аспекта профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущего учителя начальных классов.
При разработке содержания названного курса необходимо обратить внимание на установление тесной взаимосвязи учебного процесса на ФНК с практикой работы учителя начальных классов, а также на формирование элементарных исследовательских умений, необходимых учителю для совершенствования своей профессиональной деятельности.
Таким образом, профессионально-педагогическая направленность в обучении математике будущих учителей начальных классов успешно может осуществляться при соблюдении следующих условий: мотивационное обеспечение изучения курса «математика», ориентация форм и методов обучения математике на подготовку студентов к профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов, ориентация аудиторной, внеаудиторной и научно-исследовательской работы со студентами на практические нужды и проблемы обучения математике в начальной школе.
1. Организация и средства методической подготовки будущего учителя к обучению младших школьников математике.
1. Общая характеристика математического образования младших школьников.
1) Цели и результаты обучения младших школьников математике. Содержание обучения математике младших школьников.
Содержание образования, в том числе и математического – один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированного на обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации. В работах И. Я. Лернера, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина, М. А. Данилова, B.C. Леднева в содержании образования выделяется четыре основных структурных элемента:
• систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности;
• систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей;
• опыт творческой деятельности, обеспечивающий способность к дальнейшему развитию культуры;
• опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу.
Современный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) задает ориентиры содержания математического образования в новой форме, через систему требований к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения. Реализация последних, в различных видах деятельности обеспечивается всеми учебными дисциплинами, в том числе и математикой.
В содержании начального математического образования, условно можно выделить две составляющие: содержательно-прикладную и общекультурную.
К содержательно-прикладной составляющей мы относим:
• овладение конкретным математическим материалом необходимым в практической деятельности человека; для изучения смежных дисциплин; для продолжения образования;
• формирование представлений о некоторых, доступных младшему школьному возрасту методах математики как спосо-бов познания окружающего мира.
Общекультурная составляющая включает:
• формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры; ее роли в развитии цивилизации;
• развитие посредством математики определенного стиля мышления;
• формирование личностных и универсальных учебных действий.
Перечисленные составляющие содержания математического образования в начальных классах определяются федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, конкретизируется в примерной программе формирования универсальных учебных действий для начального общего образования и в примерной программе по математике для начальных классов, составленной в соответствии с требованиями современного стандарта.
Анализ вышеназванных источников показывает, что школьное начальное образование включает элементы следующих разделов математики : арифметика, алгебра, геометрия, элементы статистики и теории вероятности. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в начальных классах в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию, формированию умения пользоваться алгоритмами, знакомству с математическими методами познания. Для реализации этих функций в курсе математики начальных классов уделяется достаточное внимание арифметическому (частично алгебраическому, геометрическому и логическому) методам решения задач, наполнению учебного материала задачами социально-экономической и жизненной тематики, культуре вычислений, осознанному усвоению алгоритмов вычислений (оценка, прикидка, сочетание устных, письменных и инструментальных вычислений).
Элементы алгебры и математического анализа направлены на формирование представлений о переменной величине, функциональной зависимости между величинами, получение школьниками представлений о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Язык алгебры в наибольшей степени показывает значение математики как искусственного языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждении.
Геометрия – одна из важнейших компонент начального математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит свой особый вклад в развитие логического мышления и элементов дедуктивного доказательства. Уже с первых лет обучения предусмотрено знакомство учащихся с фигурами на плоскости и в пространстве, моделирующими реальные объекты, с измерением геометрических величин, способами изображения геометрических фигур и реальных объектов. Обучение геометрии предполагает установление оптимального и дидактически оправданного баланса между наглядностью и логикой, причем соотношение наглядного и логического строго соответствует возрастным возможностям учащихся.
Элементы статистики и вероятность становятся обязательной компонентой школьного начального математического образования. Этот раздел усиливает его прикладное и практическое значение и необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие предположения для принятия решений.
При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой и научной информации, закладываются основы вероятностного мышления.