Наталья Нафикова
СОД по ознакомлению с окружающим миром «Зрение человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательный интерес у детей, рассказать им о значении зрения в жизни человека и животных; научить беречь глаза, заботиться о своем зрении; воспитывать сочувствие к слабовидящим и слепым людям.
Задачи: 1) расширять и развивать познавательный интерес к зрению человека и животных;
2 рассказать об устройстве и функционировании глаза человека;
3) рассказать о том, что качество зрения зависит от того, как человек за ним следит, бережет, сохраняет и поддерживает;
Публикация «СОД по ознакомлению с окружающим миром „Зрение человека“» размещена в разделах
4) уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур и правил, направленных на сохранение зрения;
5) учить снимать напряжение с глаз, развивать внимательность;
6) развивать связную речь, мышление и воображение детей;
7) воспитывать сочувствие и к слабовидящим людям и развивать желание им помогать.
Оборудование: иллюстративный материал – схема «Строение глаза», спокойная музыка, д/и «Что нужно делать, чтобы зрение было хорошим», картинка с изображением врача-окулиста, картинки к игре-викторине.
Ход деятельности
I. Дети находят конверты с загадками о глазах:
1) Два Егорки живут возле горки
Живут дружно, а друг друга не видят.
2) Живет мой братец за горой
Не может встретиться со мной.
3) Горшочек умен,
Сеть дырочек в нем.
- Ребята, о чем все эти загадки?
II. Словарная работа.
- Когда так говорят: «Глаза боятся, а руки делают»? Приведите примеры.
- Что лишнее: окулист, глазной врач, лор? Почему?
- Назовите глаз ласково.
III. Работа по изучению нового материала.
1. - Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаз – это один из важнейших органов чувств человека. Как вы думаете, почему?
-А хотите ли вы узнать тайны наших глаз?
2. – Обратимся к схеме строения глаза. Теперь посмотрим в зеркало. Какой ваш глаз по форме? Он круглый, как яблоко, поэтому так и называется – «глазное яблоко». Но в отличие от яблока оно не твердое, а мягкое, как мармелад, его очень легко поранить. Поэтому глаз спрятан в ямочку-глазницу, а снаружи его прикрывают веки -верхнее и нижнее. Само глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой – это роговица.
- Какого цветы бывают глаза?
- Это радужная оболочка придает им цвет, внутри нее находится зрачок. Посмотрите на черный кружок в центре глаза – это и есть зрачок. В темноте он расширяется, чтобы впустить в глаз побольше света, а на ярком свету уменьшается.
Зрачок – самая главная часть глаза. С помощью него человек может видеть (определять цвет, форму, величину окружающих предметов). Природа оберегает глаза, потому что потеряв зрение, человеку пришлось бы очень тяжело в жизни.
Например, когда на улице жаркая погода и со лба катится пот, то в глаза он не попадает, ему препятствуют брови. От ветра глаза защищены ресницами, расположенными на веках, которые внутри всегда влажные для того, чтобы смывать с поверхности глаза пыль и другие инородные частички. К тому же, при появлении вблизи глаз посторонних предметов, веки захлопываются, причем, раньше, чем человек успеет об этом подумать.
- Ребята, а сможете ли вы с закрытыми глазами увидеть предмет?
Есть, к сожалению, люди, которые не могут видеть - они слепы, но в том случае, когда зрение просто слабое, надевают очки подобранные врачом-окулистом.
Слепым людям очень трудно в жизни, они практически не могут обойтись без помощников. Как вы думаете, в чем заключаются их трудности? Станете ли вы смеяться, увидев слепого человека?
Зрение необходимо беречь, выполнять специальные зарядки для глаз.
IV. Зарядка для глаз.
-Делаем зарядку под музыку:
Начинаем по порядку
1,2,3-влево, вправо посмотри,
Ну, скорее не ленись,
Посмотри-ка вверх вниз,
А теперь не зевай,
Глазки по кругу вращай.
V. Игровая ситуация.
-Давайте, ребята, сейчас рассмотрим иллюстрации и обобщим, что же нужно делать, чтобы сохранить свое зрение хорошим.
1) Не держи острые предметы вблизи глаз (ножницы, спицы, ножи, карандаши);
2) Не читай лежа;
3) Сиди за столом прямо, свет должен падать с левой стороны;
4) Смотри телевизор сидя, не более 40 минут;
5) Умывайся ежедневно;
6) Не нужно тереть глаза руками, если в глаза что-то попало или они чешутся, то об этом нужно сообщить родителям;
7) Если глаза стали хуже видеть, расскажи об этом родителям;
8) Летом, если ты собираешься провести длительное время на солнце, надень солнцезащитные очки.
- Ребята, а кто из вас знает, какая пища полезна для здоровья глаз? Это продукты, богатые витамином А. Витамин А есть в жёлтых, красных и зелёных овощах и фруктах, а также во многих ягодах и травах. Из растений и плодов им больше всего богаты морковь, абрикосы, тыква, черная смородина.
VI. Игра – викторина «Найди и покажи».
-Зрение есть не только у человека, но и у животных и насекомых, только оно отличается. Перед вами картинки с изображением животных и насекомых, давайте их рассмотрим и поиграем в игру «Найди и покажи». Я буду задавать вопросы, а вы, ориентируясь по картинкам, должны сказать о ком идет речь.
- У кого глаза расположены сбоку? (лошадь)
- У кого самые большие глаза из представленных перед вами изображений? (стрекоза)
- Какие птицы с огромной высоты могут разглядеть маленького цыпленка, мышь или змею? (коршун, сокол, орел)
- Кто различает цвета, которые не может определить человек? (пчела)
- Кто из животных распознает цвета? (медведь, обезьяна)
- Кто не различает цвета? (заяц, кошка, енот, бык)
- Кто из животных слеп от рождения? (крот)
- Кто видит все в черно-белом цвете? (кашалот, сова, собака, мышь)
- Кто все видит в зеленом цвете? (черепаха)
- Кто видит предмет только, когда тот движется? (лягушка)
- Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)
- Кто может видеть в воде? (рыба)
- У кого глаза на рогах, а дом на спине? (улитка)
- У какой лесной птицы глаза сдвинуты к затылку? (вальцшнеп)
VII. Вывод.
- Как вы думаете, насколько важно зрение в жизни человека? Приведите примеры.