Ирина Андрюшкеева
Социометрия как метод исследования особенностей взаимоотношений в детском коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
В каждой группе детского сада воспитатели и педагоги разного профиля наблюдают сложную и порой острую драматическую картину межличностных отношений детей. Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразный: они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, – и все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.
Публикация «Социометрия как метод исследования особенностей взаимоотношений в детском коллективе» размещена в разделах
Чтобы понять и приблизиться к истинным чувствам ребенка, нам необходимо проделать колоссальную работу над собой. Очень часто слушать ребенка не значит «слышать и понимать».
Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства своих товарищей, а другие – менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.
Вы все, наверное, замечали, что в группе детей всегда есть лидер, иногда явный, иногда (реже) находящийся в «тени», но, тем не менее, имеющий определенное влияние на большинство процессов, происходящих во взаимодействии между детьми в группе.
Так же вы наверняка замечали и таких деток, которые играют в одиночестве, или, что еще более печально, детей, которых по каким – то причинам (объективным или субъективным) не принимают в игру или какой – то другой вид взаимодействия.
А как вы считаете, нужно ли таких детей, как например одиночек, привлекать в коллективные занятия, игры?
А нужно ли так называемых «лидеров» скажем так - опускать «с небес на землю»?
Действительно, кандидат психологических наук Марина Ростиславовна Битянова считает, что человеку полезно побывать в разных статусных позициях, так как смена статусов обеспечивает большую социальную гибкость, обогащает опыт социального поведения личности. Постоянное пребывание в «звездах» в дошкольном и школьном возрасте делает человека ригидным, социально уязвимым и беззащитным, перед неминуемыми изменениями. Столь же опасна для развития личности устойчивая позиция отверженного или изолированного в группе. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, пессимистический взгляд на отношения с другими людьми - вот только некоторые следствия устойчивого нахождения человека в позиции отверженного или изолированного.
Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической психологии. Традиционно для исследования эмоциональных отношений внутри малой группы используется метод социометрии. Термин “социометрия” происходит от латинских слов “socius” – друг (товарищ) и “metrum” – измерение (мера). Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий. Использование диагностических методики, такой как социометрия, может дать достаточно надежные и достоверные результаты, опираясь на которые, можно сбалансировать взаимоотношения детей в группе. В работе с детьми используются различные варианты и модификации социометрического исследования. Наиболее распространенным является ”Выбор в действии” (“Два домика”, “Варежка”, “У кого больше?” и «Секрет»).
- Целью социометрического исследования является
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
-Как же проходит данная процедура?
Одним из ключевых условий проведения данной методики является личное знакомство ее участников. Также стоит обратить внимание на то, что проводить социометрическое исследование можно только тогда, когда члены группы достаточно хорошо узнали друг друга. Как показывает практика, лучше всего социометрию проводить в группе с численностью до 25 человек, что облегчает процесс обработки полученных данных.
Особенности социометрических исследований в ДОУ
При классической процедуре социометрии участнику исследования предлагается письменно ответить на социометрические вопросы которые предъявляются на бланке (к примеру, “С кем во время спортивной эстафеты вы хотели бы оказаться в одной команде?” и “С кем бы вы не хотели пойти в совместный поход?”). Учитывая возрастные особенности дошкольников, способы и приемы проведения данной методики в детском саду существенно отличаются от изначального варианта.
- Во-первых, в силу недостаточной сформированности у детей дошкольного возраста навыков письма, и чтения исследователь предлагает устно ответить на социометрический вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии.
- Процедура проведения исследования в большей степени напоминает игру. Такой вариант проведения социометрии позволяет заинтересовать ребят данной методикой и вызвать у них желание поучаствовать в новой “игре”, и завуалировать истинную цель применения методики, что способствует спонтанным и искренним ответам участников исследования.
- Ребенку предъявляются две картинки с изображениями домиков и говорится: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”. Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.
- Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу).В том порядке, в котором ребенок делал выбор, присваивая ранговый номер.
Процедура проводится строго индивидуально, либо специалистом, либо воспитателем, при условии, что присмотр за группой осуществляет кто-то еще.
- Этап обработки результатов
Конечно, обработать и интерпретировать данные полученные в ходе исследования должен узкий специалист, и если у вас в учреждении имеется психолог, то после обработки данных исследования он предоставит расшифрованные результаты в виде таблиц (матриц, диаграмм, с указанием всей необходимой информации по исследованию. И вот когда к вам в руки попадают данные в которых уже указаны социометрические позиции детей группы, можно их анализировать, сравнивая с собственными наблюдениями за повседневной деятельностью детей.
В таблице все очень просто, мы видим сколько выборов положительных (+) и отрицательных (-) получил каждый член группы. Так же, видим статус присвоенный каждому ребенку в группе. На социограмме можно четко проследить наличие миркрогрупп в коллективе.
Разберемся со значениями социометрических позиций
Звезды- здесь все понятно, это дети получившие большее количество положительных выборов, таким образом этот ребенок является в коллективе негласным лидером, он так или иначе влияет на поведение приближенных к нему членов группы.
Предпочитаемый- это благоприятный социометрический статус, так принято называть тех, кто получил значительное количество положительных выборов. В группе данная категория детей свободно контактирует со всеми членами группы в том числе и с лидером.
Пренебрегаемый- это условно благоприятный статус, однако эти дети имеют некоторые проблемы во взаимодействии с коллективом, возможно они имеют одного – двух приятелей, но при этом получают отрицательные выборы от некоторых членов группы. Такие дети не популярны в группе.
Изолированный- Это неблагоприятный соц. статус, такие дети не получают никаких выборов вообще, их как будто не существует для группы. Для уточнения ситуации следует разобраться как долго посещает ребенок данную группу/учреждение. Часто ли отсутствует?
Отверженный- неблагоприятный соц. статус. Получены только отрицательные выборы. Это дети которые активно не принимаются группой
и вот в этой ситуации необходимо разобраться более подробно, как раз опираясь на социоматрицу и социаграмму, в таблице можно проследить от кого получил отрицательный выбор данный ребенок, и принять к сведению эту информацию при построении дальнейшей работы по сплочению детского коллектива.
А можно ли вообще изменить статус ребенка в группе? Отечественные психологи отвечают на этот вопрос утвердительно! Основной путь это – организация разнообразных видов групповой деятельности, направленных на сплочение коллектива и создания ситуации публичной успешности для детей находящихся в неблагоприятном социометрическом статусе.
Для того что бы начать работу по сплочению детского коллектива, необходимо понять что же может служить препятствием для полноценного взаимодействия детей в группе? Как вы считаете? Ответы:(психологические особенности детей в неблагополучном статусе, социальная принадлежность, внешность и т. д)
На формирование социометрического статуса влияет ряд психологических и социальных факторов :
К психологическим особенностям можно отнести
- Застенчивость
- чрезмерно заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний.
- Некоторые свойства темперамента.
- Отставание в психическом развитии.
К социальным факторам
- Отношение ребенка к определенной социальной прослойке (попросту говоря, наличие модной одежды, популярных игрушек и т. д… Дети копируют взрослых. а у взрослых зачастую внешнее благополучие и достаток выводятся на первый план)
- Долгое отсутствие в коллективе
- Адаптационный период
- Наличие физического дефекта (к сожалению в детском коллективе наличие физического дефекта служит поводом для насмешек и издевок, дети прямолинейны и зачастую не обладают достаточным чувством такта.)
Ребенок «изолированный» или «отверженный» в первую очередь лишен полноценного общения со сверстниками, а в одиночку ребенок может развиться до очень незначительных пределов, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Ведь коллектив для ребенка это сфера его жизнедеятельности, самоутверждения, самореализации, обогащения.
Для сплочения детского коллектива и изменения неблагоприятного социометрического статуса детей в коллективе педагогу- психологу необходимо решить ряд задач направлениях на:
- развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях и т. д.
- повышения уровня самооценки
- повышения уровня эмпатии
- создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика)
- Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
-Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
- Обучение детей правилам хорошего тона.
Но и воспитатель может сплотить детский коллектив и сбалансировать отношения в нем реализуя ряд групповых занятий таких как:
- этюды (проигрывание различных ситуаций)
- упражнения творческого и подражательного характера
- творческие игры
- совместные дидактические, развивающие игры
- мини- конкурсы
- моделирование и анализ заданных ситуаций
- импровизация
- совместное сочинение историй
Работая в данном направлении дети активно взаимодействуют друг с другом, учатся налаживать контакты со всеми участниками процесса, таким образом, мы сплачиваем группу, выравнивая неблагоприятные социометрические статусы, получаем высокий коэффициент сплочения группы.