Мария Титова
Социальный проект для воспитанников СРЦН «Скорочтение»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Проект
«Скорочтение»
срок реализации: 3 месяца
направленность: обще-интеллектуальная (социально-педагогическая)
возраст несовершеннолетних: 11-17 лет
Автор-составитель:
Воспитатель группы 2 :
Титова М. В.
2020
Как хорошо уметь читать,
Публикация «Социальный проект для воспитанников СРЦН „Скорочтение“» размещена в разделах
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу…»
Не надо звать,
Не надо ждать,
Ведь можно взять и прочитать.
В. Д. Берестов
Пояснительная записка
В практике повседневной работы с детьми группы «социального риска» было выявлено, что 90% воспитанников имеют низкую технику чтения, плохо понимают прочитанное и, в связи с этим возникают трудности в обучении. Жизнь воспитанника СРЦН по своей насыщенности и нагрузке не намного отличается от жизни взрослого человека. Ежедневно в расписании большое количество уроков, не считая кружков и дополнительных занятий. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника в ученика успешно овладевающего школьной программой.
Педагогическая целесообразность проекта
Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные подростки почти не читают и все свое время уделяют электронным гаджетам. Это очень больной вопрос, требующий подробного изучения, но одно можно сказать точно: практически все дети, обученные скорочтению, начинают любить книги.
Уникальность проекта
Условия карантина, когда воспитанники находятся на дистанционном обучении, предоставляет уникальную возможность овладения основными навыками скорочтения, которые доступны каждому ребенку, независимо от имеющихся знаний и умений. После того, как воспитанник научится «скорочитать», он будет уметь делать это всю жизнь, ведь навык, это то, что практически невозможно утратить, так как в мозгу создаются новые, устойчивые нейронные связи, то есть навык «прошивается» в мозг.
Отличие данного проекта от методик известных авторов, например Шамиля Ахмадулина, состоит в том, что помимо занятий с педагогом (один раз в неделю, воспитанникам предлагается ежедневная самостоятельная работа.
Инновационный потенциал проекта
Заключается в том, что воспитанники имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить связную речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.
Цель проекта :
Создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.
Задачи проекта :
- освоение приёмов и техник скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие речи
-развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей
-совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке
-создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся
-развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание
-формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности
- развитие концентрации внимания
Срок реализации проекта : 3 месяца (с 21 марта по 21 июня 2020г.)
Формы и методы реализации проекта :
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение
- наглядные: демонстрация
- практические: упражнения, выполнение графических записей
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ
Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.
Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники.
Материально - техническое обеспечение: компьютер,справочная литература, необходимые канцелярские принадлежности, раздаточный материал.
Возраст детей: 11-17 лет.
Организация проведение занятий, численный состав: занятия проводятся в группах, индивидуально (разновозрастные) от 5 до 12 человек ( Максимальная нагрузка в неделю: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 1 час (академический - 40 мин; астрономический - 60 мин.
Реализация проекта включает две части :
1. Теоретическая
2. Практическая
Содержание программы:
Содержание программы
Программа состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, вторая – практическая (тренинговая).
Теоретическая часть содержит достаточно много советов, которыми нужно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части.
Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позволит ученику овладеть скорочтением.
Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить все тесты по указанному плану.
Теоретическая часть
Инструкция по прохождению тренинга
Первое ограничение — тренинг рассчитан на учеников, которые уже умеют читать про себя. Это значит, что небольшой текст (на полстраницы, страницу) ученик может прочитать и пересказать. Рассказать из текста основные моменты либо ответить на вопросы по тексту. Проходить этот тренинг детям, не умеющим читать, НЕЛЬЗЯ!
Учимся выполнять упражнения
До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение учеником
Главное — знать, как правильно эти упражнения выполнять, доходчиво объяснить ученику методику их выполнения. Для этого необходимо понять, что и как делать. После того как будут изучены упражнения, нужно приступать к прохождению тренинга. В среднем тренинг будет занимать 1 занятие в неделю. Задача — следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражнений, тренинг проходил динамично, а мозг ученика быстро переключался. Именно в быстром переключении кроется невероятная эффективность этого тренинга.
На первом занятии измеряем начальную скорость чтения ученика. Это очень важно. И, соответственно, на последнем — конечную. Тексты очень похожи. После прочтения ученик отвечает на вопросы, приведенные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить понимание прочитанного. Если ученик прочел текст и не понимает его, в таком чтении нет смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости чтения, мы еще и работаем над увеличением понимания. Можно пойти еще дальше: после того как ученик ответил на вопросы к тексту, попросить его сделать краткий пересказ.
Заниматься лучше в одно и то же время, чтобы это у ученика вошло в привычку. Для начала неплохо бы создать мотивацию, пообещав ему за увеличение скорости, например в 2 раза, какой-нибудь приз. Таким образом, вы позволяете ученику почувствовать себя спортсменом, который добивается результатов. Причем результаты здесь объективные (никаких субъективных оценок, как в школе, и, естественно, о призе говорим уже после того, как ученик прочитает первый контрольный текст. Очень важно при прохождении тренинга не критиковать ученика, не высмеивать и не оскорблять.
Упражнения на внимание
Первое упражнение на внимание — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99
В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое, 1 черное, 2 белое (серое, 2 черное и т. д.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять
скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на
пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев
левой и правой руки.
Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Практическая часть
Тренировочный текст первый (373 слова)
Волки, улитки и осы
Раз волк шел по лесу и наступил на улитку. В те времена животные еще умели говорить как люди. Вот улитка ему и сказала:
• Какой ты злой, волк! Зачем топчешь ногами слабых? И чем гордишься? Захочу, так побегу быстрее тебя. Давай побьемся об заклад, что ты и твои приятели волки запыхаетесь, догоняя меня!
• Это тебя-то не догнать, убогая?
• Да, меня, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра с восходом солнца, и посмотрим, кто из нас первый добежит до берега Гаронны.
Хорошо, придем, убогая.
Волк продолжал путь. Не прошел он и двадцати шагов, как наступил на осиное гнездо.
Какой ты злой, волк, зачем топчешь ногами слабых? Мы, осы, малы, но тебя не боимся. Хочешь, побьемся об заклад, что мы утопим и тебя и твоих приятелей волков?
Это вы-то, мелюзга этакая?
Да, мы, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра, когда взойдет солнце, и посмотрим, много ли нам понадобится времени, чтобы утопить вас в Гаронне!
Хорошо, придем.
Волк тотчас же пошел предупредить своих.
А улитка сказала осам: Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улитки тоже все непременно соберутся на зов. Спрячьтесь в ветвях ив, что растут на берегу Гаронны. Мы пригоним вам волков, а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду.
Хорошо, улитка, будет сделано. И осы улетели, чтобы исполнить то, что обещали. А улитка разместила своих подружек на всем пути до берега Гаронны, через каждые пять шагов по улитке.
На другое утро с восходом солнца волки и улитка были уже на том месте, откуда решено было начать бег.
Ты здесь, улитка?
Здесь, волки. Начнем!
Волки помчались галопом. На бегу они кричали:
Где ты, улитка?
Здесь, волки, — отвечали улитки, расставленные по дороге через каждые пять шагов.
Когда волки добежали до берега Гаронны, осы тучей вылетели из листвы ив и, напав на зверей, принялись больно жалить их, громко жужжа:
Сильнее! Сильнее!
Бедные волки кинулись в реку и не смели высунуть из воды ничего, кроме кончика морды.
В нос, в нос! — жужжали осы, налетая на волчьи носы и усердно работая жалами.
Волки все утонули, а улитки и осы, очень довольные, воротились в лес.
Вопросы,
1. На кого вначале наступил волк?
2. На кого волк наступил во вторую очередь?
3. Как предложила посоревноваться улитка?
4. Как предложила посоревноваться оса?
5. Как называлась река, в которой оса хотела утопить волков?
6. На какую хитрость пошла улитка?
7. В листве какого дерева прятались осы?
8. Что принялись делать осы, когда волки попали в реку?
9. Какому народу принадлежит сказка?
10. Как называется сказка?
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
Отработка дикции
1. Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух
2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
3. Скороговорки
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто "Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
4. Чистоговорки
ай – ай – ай – авторучку дай.
ам –ам –ам –песенка для мам.
ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.
ал –ал –ал - скоро ли вокзал?
ла - ла - ла - очень острая игла.
лу - лу - лу - не валяйся на полу.
лы - лы - лы - наши девочки малы.
ло - ло - ло - прозрачное стекло.
да - да - да - там холодная вода.
ды — ды — ды — выходи - ка из воды.
ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
де - де – де - подходить нельзя к воде.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. Каждое занятие рассчитано на 45 мин
3. Наращивание темпа выполнения заданий;
4. Смена разных видов деятельности.
Структура занятия
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45
минут. Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:
1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции
2. Упражнения на внимание
3. Упражнения на расширение поля зрения
4. Чтение с указкой
5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Формы организации учебного процесса: практическое занятие
Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)
1.
Развитие артикуляции и дикции
на каждом занятии
произносить звуки чётко, ясно, не торопясь;
соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки;
отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма;
выполнять технику дыхательных упражнений;
2.
Развитие внимания
на каждом занятии
внимательно читать про себя;
управлять своим вниманием;
тренировать внимание;
быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение;
3.
Расширение поля зрения
на каждом занятии
видеть ясным взором большую область текста;
выделять в тексте самое важное и необходимое;
находить боковым зрением цифры;
тренировать движение глаз;
расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»;
4.
Синхронизация обоих полушарий
на каждом занятии
заставить синхронно работать оба полушария мозга;
овладеть техникой рисования двумя руками;
быстро считать в уме и громко произносить ответы;
соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения;
5.
Чтение с указкой
на каждом занятии
читать с помощью указки;
избегать возвратных движений при чтении;
вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения;
Ожидаемые результаты:
- увеличение скорости чтения;
- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;
- активизация высших психических функций;
- расширение поля зрения;
- освоение алгоритма рационального чтения.
-более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других.
-синхронизация обоих полушарий
-расширение поля зрения
-увеличение скорости чтения
-совершенствование мышления.
-развитие артикуляции и моторики
Сроки и этапы реализации проекта :
С 21 марта по 21 июня 2020
Формы представления результатов проекта.
В результате обучения по данной программе воспитанники :
сократят время выполнения домашней работы
увеличат скорость чтения
увеличат скорость и качество запоминания текстов
научатся легко запоминать стихи
научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова
научатся мыслить быстрее
Календарно – тематический план реализации проекта
№ Дата проведения Название мероприятия Ответственный
1 Замер стартовой скорости чтения, определение понимания прочитанного
2 Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции.
3 тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы, чтение с указкой 1 мин, дыхательная гимнастика (1 упр., чистоговорка «струп –тест»
4 Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения.
5 объяснение техники выполнения тренингового упражнения на расширение горизонталь
ной и вертикальной составляющей «пятна ясного видения»
6 Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции.
7 Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания.
8 объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («алфавит» с руками и ногами)
9 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений
тренинг.
дыхательная гимнастика
10 Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий
11 Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти.
12 установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений
тренинг
дыхательная гимнастика
(1 упр., скороговорка,
Шульте 5х5
(3 таблицы)
«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин
«алфавит» прямой порядок (с руками)
«струп-тест»
воспитывать настойчивость
13 рекомендации и советы по оптимальному использованию техник скорочтения при работе с текстом
чтение текстов и определение понимания прочитанного
воспитывать стремление улучшить результат
14 Работа с текстами с применением техник скорочтения.
рекомендации и советы по оптимальному использованию техник скорочтения при работе с текстом
чтение текстов и определение понимания прочитанного
воспитывать интерес к содержимому читаемого
15 Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного
беседа о пользе тренинговых упражнений
чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию
убедить в том, что чтение-залог доброго нрава ребёнка
Материально-технические средства обучения:
1. наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
2. методическая литература: книги, журналы, интернет- сайты;
3. оборудование: книги, ручки, карандаши; секундомер, стакан воды (ученику нужно пить во время занятия)
4. материалы: тексты для чтения, таблицы, рисунки для запоминания
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей : как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М. : Билингва, 2015- 160 с.
2. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. – М. : Творческая педагогика, 1993.-96с
3. Зайцев В. Н. "Резервы обучения чтению”. – М. : "Просвещение”, 1991. – 32с.
4. Экгардт Р. Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол»
г. Челябинск, 2011г
5. Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г
6. Федоренко И. Т. Развитие оперативной памяти.