Миненко Анна
Социальный проект «Путевка в жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Обучающиеся по адаптированным образовательным программам с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, получающему образование по адаптированным образовательным программам. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с обще социальной задачей трудового воспитания. Ее решение позволяет воспитаннику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полному включению в производственный труд.
Публикация «Социальный проект „Путевка в жизнь“» размещена в разделах
Проблема выбор профессии для обучающихся по адаптированным образовательным программам суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства.
Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц получающих образование по адаптированным образовательным программам, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении несовершеннолетних.
Практика показывает, что значительная часть несовершеннолетних завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Они получают профессии штукатура, маляра, столяра, швеи,повара, парикмахера. Однако большинство испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которое обуславливаются рядом факторов:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Пояснительная записка.
«Само воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а подготавливать к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К. Д. Ушинский.
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор стратегии жизни, карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в центре реабилитации, привести ее в соответствие с требованиями времени. Этим задачам отвечает предлагаемый проект по профориентации «Путевка в жизнь»».
Необходимость формирования у несовершеннолетних готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Воспитанники выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии несовершеннолетними показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:
• 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,
• 17 %— по совету родственников,
• 9% — под влиянием средств массовой информации.
• 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому.
• 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
• что он хочет (цели, жизненные планы, склонности,
• что он есть (интеллект, личностные и физические свойства,
• что он может (возможности и способности,
• что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности. Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии которые мы выбираем», который предлагается воспитанникам 9 –х классов в рамках предпрофильной подготовки.
Основные этапы реализации проекта :
1. Подготовительный:
- определение цели проекта;
- определение задач проекта;
- составление плана работы.
2. Основной:
- выявление у воспитанников склонностей и интересов;
- выявление знаний о мире профессий;
- выявление профессиональных намерений;
- соотнесение интересов воспитанников и их возможностей.
3. Обобщающий:
- выявление знаний о мире профессий;
- выявление профессиональных намерений;
Цели и задачи проекта :
Цели проекта :
• формирование профессиональной готовности,
• оказание помощи воспитанникам в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
• формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи проекта :
• осознание своих желаний и возможностей;
• исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
• ознакомление с основными принципами выбора профессии;
• знакомство с особенностями современного рынком труда;
Организация занятий «Путевка в жизнь» опирается на использование следующих важных принципов:
• свободного выражения своего мнения;
• взаимоуважения;
• доверительности;
• обратной связи;
Воспитанники должны знать:
• значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
• понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
• правила выбора профессии;
• понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
• понятие о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Воспитанники должны уметь:
• соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
• составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
• использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки само презентации и уверенного поведения;
• анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
• классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке: “профессия”, “специальность” и др.);
• пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
•
Методы реализации проекта :
• игры-викторины
• просмотр презентаций
• беседы
• выездные экскурсии
• анкетирование
• составление коллажа профессий
• сочинение «Кем я хочу быть» и. т. д.
• тесты
• .составление сказки о профессии
Место проведения проекта : центр реабилитации, выездные экскурсии.