Ольга Догадаева
Социальный проект «Игровой мини-музей «Мяч — мой друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный проект :
Игровой мини-музей
«Мяч мой друг».
Догадаева Ольга Николаевна
воспитатель по физической культуре.
2018 г.
Социальный проект
«Создание игрового мини-музея «Мяч – мой друг».
«От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворённая жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Паспорт проекта
Публикация «Социальный проект „Игровой мини-музей „Мяч — мой друг“» размещена в разделах
- Игры с мячом для детей
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Мяч, мячик
- Мяч. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Название проекта : «Создание игрового мини – музея «Мяч - мой друг».
Вид проекта : познавательно-игровой.
Продолжительность проекта : краткосрочный – учебный год.
Участники проекта :
педагогический коллектив, родительская общественность, воспитанники детского сада.
Образовательные области:
«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель проекта :
создание развивающей среды ДОУ, как средства активизации познавательных интересов и мотивации высокой двигательной активности, развития двигательных способностей детей.
Задачи проекта :
развивать потребность у детей и их родителей к физической культуре и спорту через использование мяча, прививать интерес к играм с ним;
знакомить с содержанием и правилами спортивных игр с мячом;
развивать технику владения элементами спортивных игр с мячом;
поощрять речевую активность детей в процессе двигательной деятельности с мячом;
формировать волевые качества, чувство стремления к победе и уверенности;
предоставить детям возможность выбора вида спорта с мячом и создать предпосылки для развития высокой двигательной активности;
подобрать и создать экспонаты для мини-музея мяча;
создать наглядный и дидактический материал (стихи, песни, конспекты, сценарии, альбомы) для большей эффективности работы музея;
приобщать к историческому наследию спортивных достижений своей Родины и мирового Олимпийского движения.
Новизна: внедрение музеев в дошкольных учреждениях в последние годы не редкость, но создание познавательно – игрового музея является новой и эффективной формой физкультурно - оздоровительной работы с детьми.
Актуальность темы:
Одним из важнейших направлений социальной политики государства является политика в области обеспечения здоровья нации, о чём свидетельствует подписанное президентом России Путиным В. В. Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения».
На сегодняшний день основной целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и поэтому главной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребёнка. Физическое воспитание, это не только бег, прыжки, лазание и другие гимнастические упражнения, но и спортивные игры с мячом, которые решают следующие задачи: укрепление здоровья, привитие спортивных навыков, формирование таких нравственных качеств, как умение добиваться цели и сотрудничества, проявление выдержки и настойчивости, действовать в коллективе, в команде.
Игры с мячом всегда привлекают детское внимание и являются хорошей мотивацией для высокой разнообразной двигательной активности детей. Кроме того, знания об истории возникновения, развития и способах применения мяча расширяют кругозор детей, и повышают их интерес к занятиям по физической культуре и спорту.
В программах дошкольного воспитания отсутствует информационный блок по ознакомлению детей с историей развития мяча; историей возникновения и развития спортивных игр с мячом, недостаточный уровень владения разнообразными способами игры с мячом.
Поэтому организация игрового мини-музея является отличным средством интеграции физического воспитания и интеллектуального развития дошкольников, ведь игровой музей - это не просто собрание и демонстрация экспонатов, а активно действующая система с развивающими целями, интересным планом и реальными мероприятиями (экскурсиями, занятиями, досугами, встречами с интересными людьми и т. д.).
Предполагаемый результат:
1. Формирование активной позиции у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению по средствам игр и игровых упражнений с мячом.
2. Создание пособий и методического материала по ознакомлению детей и родителей с историей мяча, формами активной деятельности с ним.
3. Информационное обеспечение родителей по проблеме использования мяча, как средства укрепления организма.
4. Демонстрация результатов владения мячом детьми для родителей и общественности.
5. Воспитание чувства гордости и любви к спортивным достижениям спортсменов своей Родины.
6. Организация выставки нетрадиционного оборудования «Эти разные мячи».
Этапы реализации проекта
Этапы Направления и формы работы Сроки
Подготовительный
Разработка маршрута реализации проекта с обсуждением представленных предложений и мнений; подборка видео и аудио материалов к соответствующим спортивным играм с мячом; создание информационных папок, включающих в себя: историю возникновения мяча, историю развития спортивных игр с мячом, описание достижений выдающихся спортсменов, правил, приёмов и особенностей спортивных игр с мячом, атрибутики, оборудование и экипировки спортсменов, методические рекомендации по обучению спортивным играм с мячом дошкольников, спортивное литературное творчество. сентябрь
октябрь
-анкетирование детей для выявления знаний по данной теме;
- определение помещения для игрового мини-музея мяча;
-разработка дизайна, создание макета помещения игрового мини-музея мяча;
- подбор экспонатов игрового мини-музея «Мяч – мой друг»;
- разработка паспортов экспонатов игрового мини-музея мяча. ноябрь
Основной
- приобретение и размещение экспозиций по нескольким направлениям;
- оформление паспортов экспонатов игрового мини-музея мяча;
- подготовка детей – экскурсоводов;
- проведение экскурсий;
- знакомство с содержанием и правилами спортивных игр с мячом;
- разработка методического направления реализации проекта в работе с дошкольниками. декабрь
январь
- «Страна - Футболия» - спортивный досуг.
- Просмотр презентаций: «История мяча», «Где делают мячи». февраль
Заключительный - выставка рисунков детей «Я дружу с мячом».
Оформление стенда: «Спортивные игры с мячом»,
«Знаменитые спортсмены – футболисты, баскетболисты, волейболисты».
Презентация проекта : праздник открытия игрового мини-музея «Мяч - мой друг». март
апрель
май
Целевая аудитория:
Дети дошкольного возраста активные участники, дети – экскурсоводы, педагогический коллектив, родительская общественность.
Основные направления в развитии игрового мини-музея мяча.
Методическая работа:
оформление справочных материалов «История возникновения мяча»;
экспозиция разновидностей мячей;
оформление демонстрационного материала «Мячи для разных видов спорта»;
исторические сведения о зарождении и развитии спортивных игр с мячом;
Работа с детьми:
сбор экспонатов в игровой мини – музей мяча;
подготовка детей-экскурсоводов по игровому мини-музею мяча.
Работа с воспитателями: изготовление информационных табличек; разработка и проведение цикла познавательных, тематических бесед; подготовка презентаций.
Работа с родителями:
привлечение к сбору материалов; оформление демонстрационного материала. Главный девиз игрового мини-музея «Мяч – мой друг» - это
«Все можно брать, во все играть».
Экспонаты размещены на стойках и полках, установленных на высоте доступной для дошкольников. Их можно потрогать руками и обязательно с ними поиграть: закинуть баскетбольный мяч в корзину, попрыгать на гимнастическом мяче, помять в руках мяч анти – стресс и колючий массажный мячик, попробовать свои силы в игре в футбол и многое другое.
Направление «Мяч в игре и мяч-игрушка»
Методическая работа:
оформление картотеки спортивных игр с мячом и их правил для дошкольников «Школа мяча» и «Русские народные подвижные игры с мячом», дворовые игры; подборка стихов, песен, загадок, пословиц о мяче и спорте; оформление стенда: «Мяч - мой друг».
Работа с детьми:
дать детям такие понятия как «команда», «чувство локтя», «командный дух», «честная игра», «радость победы»; разучивание различных подвижных и спортивных игр с мячом;
выставка рисунков в уголке творчества: «Я дружу с мячом», «Мой весёлый звонкий мяч».
Просмотр презентаций: «История мяча», «Где делают мячи».
Направление «Настольно-дидактические игры о спорте» Методическая работа:
Консультации «Использование в работе со старшими дошкольниками настольных мини-игр»; презентации, видео фильмы.
Приобретение настольных игр с мячом: мини-теннис, футбол, баскетбол, бильярд, хоккей, картины - пазлы и мозаики, миниатюрные электронные игры и игры для развития мелкой моторики;
изготовить нестандартное оборудование своими руками «Минифутбол» - настольная игра, «Футбол» картина – пазлы; сшить кожаный мяч «Фитболик» для обыгрывания сюрпризных моментов.
Работа с воспитателями:
пополнить и изготовить дидактические игры: «Спортлото», «Узнай вид спорта», «Гимнастика в схемах и картинках», «Найди и выполни упражнение», настольно печатная игра «Футбол».
Направление «Олимпийское движение в детском саду»
Методическая работа:
Сбор материала об Олимпийских играх: изготовить демонстрационный материал – атрибутику Олимпиад: флаг, факел, кольца, девиз; фотоальбом - «Наша гордость» (о выпускниках детского сада успешно занимающихся в спортивных секциях города). «Журнал успеха» (успехи детей, занявших призовые места в зональных и городских мероприятиях). Изготовление лэпбука «Олимпийское движение», «Спортивные игры с мячом».
Работа с детьми:
- беседы о спортивных достижениях российских спортсменов;
- просмотр презентаций: «История мяча», «Где делают мячи»;
- рисунки на тему: «Мой весёлый, звонкий мяч», «Мяч мой друг»;
- праздники и развлечения.
Работа с родителями:
Музей – открытая система. Он служит своим творцам. Актив музея: дети, их родители и педагоги создают музей и сами являются его пользователями. В экспозиции музея включаются работы, созданные руками родителей.
-участие в творческом конкурсе «Мяч своими руками».
Композиция «Решающий гол» - победитель творческого конкурса «Мяч своими руками» изготовила родительница Мишицева В. В. (подготовительная группа).
Вопросы для анкетирования детей:
• Как ты понимаешь, что такое музей?
• Что ты знаешь о том, какие раньше были мячи?
• Какие мячи для разных видов спорта ты знаешь?
• Какие мячи есть у тебя дома?
• С какими мячами ты любишь играть?
• Что ты знаешь об Олимпийских играх?
• Каких ты знаешь спортсменов и спортивные команды, прославивших нашу Родину?
Анализируя ответы: пришли к выводу, что дети имеют небольшое представление о назначении музея и какие были мячи в прошлом времени. Из спортивных мячей называют - футбольный. В домашних условиях предпочтение отдают играм с резиновым мячом. Об Олимпийских играх знания получают в основном от педагогов детского сада, знакомые спортивные команды - «Спартак» и «Динамо».
Выводы:
В спортивном зале нашего детского сада силами родителей и педагогов был оборудован и открыт игровой мини - музей : «Мяч – мой друг». Дизайн помещения своеобразен и неповторим. Многофункциональное оборудование, несущее в себе определённую смысловую нагрузку, способствует созданию эмоционального и психологического комфорта. Дети всех дошкольных групп посетили его. Ребята узнали историю происхождения мяча, из чего изготавливали мяч в древние времена и в какие игры играли. Решили одну из главных задач в свете решения современных ФГОС - развивать и обогащать речь детей, повышать их эрудицию и интеллект.
Разработали конспекты занятий, развлечений, праздников, экскурсий. В рамках проекта ярким и интересным праздником прошло открытие игрового мини – музея «Мяч – мой друг». Так же провели развлечения, праздники, экскурсии на темы: «Страна - Футболия», «Экскурсия в игровой музей», «Такие разные мячи», «Королевство круглых мячей». В летний период активно использовали элементы спортивных игр с различными мячами для развития навыков владения мячом.
Период дошкольного детства – старт в жизненный путь каждого человека. Так как в начале этого пути закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, поведенческие и морально - волевые качества, совершенствуются интеллектуальные способности детей.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что данный проект решает поставленные задачи при наименьших затратах ресурсов, поэтому создание игрового мини - музея мяча доступно для любого дошкольного учреждения. А познавательный потенциал активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности.