Екатерина Крылова
Социальные роли и место ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная роль несовершеннолетнего – это ожидаемое близкими людьми и обществом поведение несовершеннолетнего лица, занимающего в социальной системе определенное место. Ребенок - это индивидуальный, особенный мир, но в социальном плане у него должны быть роли, основанные на родственных отношениях: сына или дочки, внука или внучки, брата или сестры. Однако нередко родители наделяют своих детей и другими ролевыми функциями.
Публикация «Социальные роли и место ребенка в семье» размещена в разделах
Давайте поговорим о ролях, которые могут играть в семье дети, когда их воспитание выстроено неправильно. И если вы найдете в этом тексте пример своего отношения к ребенку, срочно исправляйте ситуацию.
«Кумир семьи» - это одна из самых распространенных ролей. Ребенок всегда вызывает восторг взрослых, его действия – одобрение. Вся жизнь семьи подчинена ребенку, как будто он центр вселенной. Родители, дедушки, бабушки живут только ради него. Даже в случае осознания неправильности действий ребенка, они находят ему оправдание:
без спроса берет вещи - он просто очень любознательный;
оговаривается со старшими - чувствует себя взрослым и т. д. При этом ребенком так часто восторгаются, что он начинает вести себя еще хуже.
Разница между «маминым сокровищем» и «кумиром семьи» заключается в том, что «сокровищем» ребенок является не для всех сразу, а для конкретного взрослого. Ребенок всегда тонко чувствует кто как к нему относится и насколько сильно. Вот этим и определяется поведение ребенка с разными членами семьи. Любые замечания по поводу его поведения моментально находят оправдание и заступничество. У ребенка начинают формироваться такие качества, как изворотливость, лицемерие, хитрость.
«Паинька». Если с раннего возраста ребенка воспитывают послушным и примерным, то это уже «навязывание» ему роли «паиньки». От него ждут беспрекословного соблюдения приличий, демонстрации воспитанности. Ребенок «правильно» одевается, говорит, ведет себя. Ребенку свойственно баловаться, упрямиться, двигаться тогда, когда это не предполагается. Навязывание роли сверхпослушного ребенка, чревато последствиями:
выход из повиновения с совершением противоправных поступков;
резкая смена поведения (например, пристрастие к молодежным субкультурам);
потеря творческих способностей.
«Козлом отпущения» называют ребенка, который в своей родной семье является «отщепенцем» : его обвиняют во всех невзгодах, в нем видят только недостатки, его ругают за любые провинности. Часто такую роль вынуждены играть дети, родившиеся у людей, которые не были морально готовы стать родителями. Их привычный жизненный уклад изменился: родители стали сильно уставать, начали испытывать финансовые трудности, и вместо того, чтобы искать причину в себе, они во всем подсознательно обвиняют ребенка. Со временем у ребенка формируются страх, обида, а потом и озлобленность. Заниженная самооценка, неуважение к людям, озлобленность, доходящая до агрессии. Вырастая, такие дети могут возненавидеть родителей.
«Золушка». На ребенка не только накладываются определенные домашние обязанности (пропылесосить, помыть посуду, ребенка лишают детства. Он не может просто гулять, получать дополнительное образование, иметь хобби. Его свободное время распределено между выполнением уроков и работой по дому. Дети вырастают не адаптированными к социуму. В школе они чаще всего превращаются в изгоев, так как не способны разделить со сверстниками их жизнь. Обычно в будущем такие дети глубоко несчастны.