Зеленина Кристина
Социальные проблемы лиц с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Дизартрия — нарушение речевой моторики) - нарушение звукочувствительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией ре-чевых мышц, речевого дыхания, голосовой и артикуляционной моторики (спастичность, гипотония, дистония мышц).
По мере взросления ребенка большое значение в диагностике имеет состояние двигательной сферы и речевых функций. Мышечный тонус мо-жет быть чрезмерно высоким, низким или постоянно изменяться. Наблюдается недостаток артикуляционных движений, неправильное положение языка во рту, его импульсивность, нарушение голоса, замедленный темп речи, стойкие дефекты произношения звуков. Диагноз ставится к 4 годам, потому что более ранние дефекты могут быть исправлены за счет компенсаторных функций головного мозга.
Публикация «Социальные проблемы лиц с дизартрией» размещена в разделах
При дизартрии нарушается двигательная сторона речи, а не про-граммирование речевого высказывания. В настоящее время педагоги-логопеды считают, что около 50-70% детей, нуждающихся в логопедии, имеют разную степень дизартрии. Эти данные относятся как к исправи-тельным, так и к массовым образовательным учреждениям. Дети в общей массе стали говорить очень плохо, искажать не только согласные, но и гласные звуки. Но 20-25 лет назад этого не было. В 80-е годы ХХ века ди-зартрит был редкостью, и среднестатистический ребенок, нуждавшийся в помощи логопеда, не мог произнести 1-3 звука.
При разработке средств устранения речевых нарушений логопедия должна опираться на новейшие достижения медицины. Но, к сожалению, ее не волнуют массовые нарушения речи.
Логопедия - относительно молодая наука. Первыми логопедами были врачи. Зная анатомию, физиологию и особенности развития детей, они по-могали в девятнадцатом и начале двадцатого веков. правильная речь. Что случилось потом? Логопедию давали учителям. Я искренне считаю, что это была своего рода ошибка. Взгляните непредвзято на нашу специальность. В медицине создаются очень узкие специализации: один врач отвечает за зрение, другой — за слух, третий-за опорно-двигательный аппарат и т. д. А речевая двигательная, сложнейшая нервно-психическая функция отдана педагогике! Такой важный аспект, как речь, находится на "обо-чине". Ни один врач не несет полной ответственности за лечение ребенка от дизартрии. Невролог иногда ставит ребенку диагноз ЗРР. Случаи, когда врач исследует тонус мышц лица и языка, крайне редки. Такой подход к проблеме патологии речи я называю "ветеринарным". Способность говорить, являющаяся высшим достижением эволюционного процесса, никак не касается нашей практической медицины.
Очень важной для формирования личности ребенка является проблема осознания своего дефекта. В. И. Селиверстов (1989) выделяет следую-щие степени фиксации детей на своем дефекте [чиж] :
1. Нулевая. Дети не испытывают разочарования от сознания неполноценности своей речи, а то и вовсе не замечают ее недостатков. Они охотно идут на контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомы-ми.
2. Умеренная. Дети испытывают неприятные переживания в связи с дефектом, скрывают его, компенсируя манерой речевого общения с помощью уловок. Тем не менее, осознание этими детьми своего собственного недостатка не приводит к постоянному, болезненному чувству неполноценности.
3. Выраженная. Дети постоянно фиксируются на своем речевом недостатке, глубоко переживают его и ставят всю свою деятельность в зависимость от своих речевых недостатков. Для них характерны уход в болезнь, самоуничижение, болезненная подозрительность и ярко выраженный страх речи.
Нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах не только ухудшают и снижают работоспособность детей с дизартрией, но и могут приводить к поведенческим расстройствам и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особое значение приобретают дифференцирован-ная психопрофилактика и психокоррекция особенностей эмоционально-личностного развития.
Социальные причины возникновения дизартрии
1. Органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся следствием острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии, ин-токсикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, создаю-щих условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев асфиксия возникает во время родов, ребенок рождается преждевременно.
2. Причиной дизартрии может быть несовместимость резус-фактора.
3. Несколько реже дизартрия возникает под влиянием инфекционных за-болеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия часто наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП прояв-ляется в 65-85% случаев.
Речевые расстройства затрудняют социальную адаптацию человека. Они способствуют возникновению проблем в личной жизни, ограничивают возможность выбора профессии. Это особенно заметно в случае дизартрии, при которой речь крайне невнятна и неразборчива. Именно поэтому так важно оказать своевременную и адекватную помощь в решении такой проблемы. При дизартрии лечение требует комплексного подхода. Для достижения положительного результата логопедическая работа по коррекции звуковоспроизведения должна сопровождаться соответствующей медикаментозной терапией. Также необходимо выполнять артикуляционный массаж, в некоторых случаях – физиотерапию. Дизартрия-это слож-ное и трудно поддающееся коррекции речевое расстройство. Успех ее преодоления зависит от своевременности и систематичности коррекционной работы. Это, в свою очередь, напрямую связано с тем, насколько точно поставлен соответствующий диагноз. Ведь дизартрия, лечение которой требует длительного времени, не всегда имеет четко выраженные симптомы. Любые речевые нарушения, за исключением физиологической дисла-лии в дошкольном возрасте, требуют специальных коррекционных мероприятий. Помимо плохого произношения звуков, что само по себе являет-ся существенным дефектом, часто возникают и другие проблемы, особенно при таком серьезном речевом расстройстве, как дизартрия. Это недоразвитие грамматического строя речи, а также нарушение формирования звукового анализа и синтеза, что приводит к затруднениям в письме.
Если дизартрия у ребенка была выявлена очень поздно (в младшем школьном возрасте) или своевременно не предпринимались попытки ее лечения – это может привести к развитию следующих осложнений: нару-шения чтения и письма, низкая успеваемость в школе. Дети с дизартрией иногда не могут освоить программу даже в 1-м классе. Трудно адаптироваться в обществе из-за невнятной и некрасивой речи, что может привести даже к частичной социальной изоляции. Личностные и психоэмоциональные расстройства у детей, осознающих и глубоко переживающих свою "непохожесть" на других из-за дефекта речи.
Ребенок не всегда может правильно воспринимать речь других, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи других. Из-за этого нарушается его адаптация в обществе. Такие дети испытывают трудности в обучении, так как наряду с дизартрией у них развивается дис-графия.
Лопатина Л. В. и другие, рассматривая нарушение фонематического восприятия наряду с недоразвитием фонетического аспекта речи, считают первенствующим симптомов при стертой дизартрии. Однако это обусловлено не расстройством звукопроизношения, а системной задержкой и искажением цереброгенеза мозговых систем. Этой же теории придерживается Киселева В. А., Гуровец Г. В., Маевская С. И., Соботович Л. Ф., Лопатина Л. В. и другие подчеркивали, что нарушения фонема-тического восприятия — типичные проявления при стертой дизартрией. Дифференциация при слуховом восприятии мягких и твердых, звонких и глухих, аффрикатов является для этих детей большим затруднением. Наблюдаются искажения слоговой структуры слов, затруднения в использовании звукослогового анализа и синтеза, в формировании фонематических представлений.
Лопатина Л. В., изучая проявления дизартрии у дошкольников, делает вывод о том, что наблюдающаяся нечеткость артикуляторных об-разов является причиной стирания границы между слуховыми различи-тельными признаками. Несформированность слухового восприятия и контроля ведет к затруднениям в звукопроизношении. В некоторых изданиях современной дефектологии фонематическое недоразвитие в структуре дефекта при стертой дизартрии считается вторичным нарушением.
Список литературы:
1) Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994. 9.
2) Лопатина Л. В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией СПб., 2005
3) Прихoдько, О. Г. Логoпедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Прихoдько. - СПб. : КАРО, 2008. - 157 с.