МААМ-картинки

Социальное партнёрство ДОУ и семьи

Карчевская Наталья
Социальное партнёрство ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

«Социальное партнёрство ДОУ и семьи»

Среди миллиардов людей не бывает двух одинаковых, даже среди близнецов.

У каждого свои наклонности и способности, интересы и недостатки. Даже с момента рождения то, что принято за норму, носит характер различия. различия в весе (некоторые дети весят 2500г., а некоторые более 4000г., в продолжительности сна младенца (одним необходимо лишь 13 часов в сутки, а другим 20 часов и больше, количество принимаемой пищи (ребенок до года принимает в среднем 900г. в день, но иным достаточно 600-700 г., а другим в два раза больше необходимо, в выговаривании первых слов (одни в 12-18 месяцев, а у большинства мальчиков этот период отодвигается на 21-33 месяца…

Публикация «Социальное партнёрство ДОУ и семьи» размещена в разделах

Ремо Ларго Швейцарский педиатр

Из его книги «Годы детства»

Все дети обязательно становятся взрослыми. Это факт. Но какими взрослыми они будут, эти бывшие дети? Что им удастся в этой жизни? Смогут ли они найти себя, реализовать себя? Почему дети самозабвенно рисуют до девяти лет, а затем забрасывают краски и карандаши навсегда? Почему после окончания музыкальных школ они годами не подходят к инструменту? Почему многих устраивает мыслить стандартами и говорить шаблонами? Быть как все? Может их так научили? Или так проще, удобнее? Куда девается эта неповторимость и индивидуальность каждого маленького человека? Может она уходит как детство навсегда? Вопросов много, тысячи книг и статей, различных методик воспитания и обучения уже написаны и еще будут пытаться ответить на все эти вопросы. Но все методики сходны в одном – мы в ответе за «ДЕТСТВО».

Мы – это прежде всего семья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию.

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка.

Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе. ДОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, он призван поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

Взаимодействие семьи и детского сада предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка. Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ встречается такое мнение: родители - это "помощники" при ДОУ. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а ДОУ - роль доминанта.

Реально же взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается.

Изменение в коммуникации, разрыв связи поколений, когда за одним столом редко собираются три поколения, обесценивание народной педагогики, высокая тревожность родителей за завтрашний день своего малыша, все это приводит зачастую к конфликтам, непониманию между родителями и педагогами. Каждый старается доказать свою точку зрения, настаивая на своих компетенциях, забывая порой, что речь идет об одном и том же «предмете» спора – о маленьком, но уже человеке. А если взрослые не могут договориться – что же тогда делать ребенку?

Взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается. Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями, т. е. некомпетентности. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Основные задачи работы с родителями:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника. За последнее двадцатилетие мир детства (как, впрочем, и мир взрослости) утратил многое, из того, что придавало ему самобытность. Детей приходится учить играть наравне с взрослыми.

«Стандарт – это правила игры, между родителями, обществом, педагогами», сказал заведующий кафедрой психологии личности факультета Психологии МГУ, профессор психологии Асмолов А. Г. И сейчас, Федеральный Образовательный Государственный Стандарт ориентирует на увеличение социального авторитета родительства, на то, чтобы вернуть ребенку детство. Дети развиваются в игре.

В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап.

Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства — книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Надо ориентироваться на законы психического и личностного развития ребенка. Что для ребенка дошкольного возраста является главным? Представляется, что можно выделить некоторые моменты, которые необходимо понимать педагогам дошкольного образования и донести до родителей.

1. Всегда быть вместе с ребенком, в каждом его дне;

2. родители, дети и педагоги – соавторы различных проектов, будь то эксперимент или театрализованная деятельность;

3. Поощрять любопытство, без ложного стыда и вины;

4. Не ожидать от ребенка больше, чем он может!;

5. Позволить ребенку быть автономным, творчески приспосабливаться к реальности;

6. Не ущемлять свободу воли;

7. Поддерживать с ребенком контакт;

8. Уважать традиции семьи;

9. Развивать способности выдерживать сильные чувства и эмоции ребенка;

10. Помнить, что ребенок развивается в движении!

11. Заботиться о здоровом образе жизни ребенка;

12. Помнить, что играющие дети легче адаптируются к школе;

13. Помочь ребенку при стрессе (например - переход в школу);

14. Развивать традиции семейного досуга;

15. Поддерживать ребенка независимо от того – молчун он или спорщик.

Социальное партнерство родителей и воспитателей может строиться на различной почве. Если мама тревожится за своего ребенка, если ей кажется, что ее ребенку дают «малозначительные» роли – педагоги должны понимать, что это, скорее всего, сама мама еще не попрощалась с детством и это ее роли не были сыграны. Предложите такой маме роль в театрализованном представлении, пусть она проиграет на сцене ту роль, которая ей понравится и поверьте, вы получите самого замечательного и понимающего вас партнера, а когда спектакль окончится – многие родители предложат свои услуги в качестве актеров! (Это из опыта группы Солнышко). Взрослые – это не доигравшие дети! Предложите родителям поучаствовать и в спортивных состязаниях – с одной стороны это всегда сплачивает семью, с другой стороны дети и взрослые вашей группы смогут гордиться новыми достижениями и результатами. А те семьи, где быт взял верх – может и у них начнет что-то двигаться в лучшую сторону? Ведь хорошие примеры имеют свойство заряжать положительной энергией! Создавайте различные проекты и поверьте, родители вас поддержат. В подготовительной группе мы расширяем границы познания, поэтому ребятам и родителям был предложен проект «Где я провел лето?» Дети рисовали карты, подписывали фотографии, рисовали флаги стран, в которых побывали. Как результат – 23 красочных альбома собственного сочинения, о разных странах. С этими альбомами мы будем продолжать работать весь год, ведь так приятно учиться по собственным учебникам! А еще родителям и ребятам предложен проект «Мама, папа и я – музыкальная семья В рамках этого проекта дети и родители занимаются творчеством, где папа и мама помогают ребятам делать музыкальный инструмент! И уже многие спрашивают с интересом, будут ли еще какие-нибудь интересные мастер-классы или проекты! А отношения в группе между родителями, которые успели подружиться, детьми, воспитателями – стали гораздо доверительнее и теплее.

Если взаимоотношения родителей, специалистов, воспитателей и педагогов и детей будут строиться на взаимном уважении, если применяемые методы работы будут поощрять в детях положительные качества (самоконтроль, ответственность, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим, если педагоги и родители будут заботиться о культуре своей речи и общения, если педагоги не будут обсуждать с детьми других педагогов или их родителей, а родители не будут при детях негативно отзываться о педагогах, если педагоги и родители не будут навязывать детям свои взгляды, а своим примером будут показывать правильность того или иного обстоятельства, если родители и педагоги будут уважать вероисповедание, политические убеждения и личностные качества друг друга, то все получится. Социальное партнерство – это наверное умение слышать и уважать друг друга и это не трудно, надо только попробовать. Пусть мамы и папы вспомнят детство, почувствуют себя единым целым! И тогда детский сад, а потом школа станут для них местом интересных дел, возможностью прожить еще одно детство…

Карчевская Н. В., воспитатель группы

«Солнышко» СП – 5 ГБОУ школы

№ 1273

Публикации по теме:

Социальное партнёрство как неотъемлемая часть образовательной системыСоциальное партнёрство как неотъемлемая часть образовательной системы На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Четко спланированное и грамотно организованное.

Афлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУАфлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУ В детском саду № 17 «Росинка» г. о. Королёв в течении 5-х лет начиная с 2016г. проводится работа по реализация Международного проекта «Афлатун:.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление»Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,.

Проект в ДОУ «Открытка для Деда Мороза» социальное партнёрство с семьями воспитанников и учреждениями городаПроект в ДОУ «Открытка для Деда Мороза» социальное партнёрство с семьями воспитанников и учреждениями города Проект в ДОУ «Открытка для Деда Мороза» (в рамках социального партнёрства с семьями воспитанников и учреждениями города) Разработал Воспитатель.

Конспект родительского собрания «Семья и детский сад — сотрудничество и партнёрство» Добрый день, уважаемые родители. Большое спасибо, что нашли время для нашей встречи. Детский сад и семья – это два социальных института,.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Актуальность: Дошкольное образование- это первый этап образования.

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книгеСоциальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Фотоотчет «Социальное взаимодействие МДОУ с сотрудниками МЧС»Фотоотчет «Социальное взаимодействие МДОУ с сотрудниками МЧС» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социальное партнёрство ДОУ и семьи
Опубликовано: 9 октября 2022 в 16:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальное партнёрство ДОУ и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Карчевская Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД