Наталья Аракелова
Социально-значимый проект «О чем нам рассказала библиотека?»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель: Аракелова Наталья Ивановна
2024 год
Паспорт социально – значимого проекта «О чем нам рассказала библиотека?»
Актуальность проекта :
Обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим
поколением, как основного источника знаний для развития и воспитания. Как
приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг
Темочки:
необходимую информацию? Актуальность решения этой проблемы очевидна. Книга –незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и
манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители.
Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. И только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем
состоянии ребенка и на формировании его как личности. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.
Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность.
Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь, к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга
способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Особое значение для ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение
сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и
радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека.
Тип проекта : социально-значимый, групповой.
Вид проекта : долгосрочный.
Сроки реализации проекта : с 09.01.2024г. - 03.05.2024г.
Участники проекта : дети (6 - 7 лет) логопедическая подготовительная к школе группа, воспитатель, родители.
Проблема : Как помочь ребёнку осознать значение книги в жизни и развитии человека.
Подвести к пониманию, того, что книга является источником знаний и для создания книги необходим труд многих людей
Цель проекта : Все наши усилия были направлены на развитие интереса к литературным произведениям:
слышать красоту слова, ритм, смысл, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.
Задачи проекта :
Познакомить детей с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке;
вызвать желание посещать библиотеку;
Привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе
воспитания и обучения детей;
Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями
людей, работающими над книгой;
Создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;
Систематизировать знания детей о том, что книга – основной источник знаний;
учить правилам общения с книгой;
Способствовать развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков;
Ожидаемый результат:
• Формировать представление детей о библиотеке.
• Познакомить с трудом библиотекаря.
• Формировать уважение к труду работников библиотеки.
• Формировать правила культуры поведения в общественных местах.
• Приобщать детей к чтению.
• Пропагандировать бережное отношение к книгам. Дать представление о
разнообразии жанров книг.
Сотрудничество с семьё й:
Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг
в домашней библиотеке.
Консультации.
Памятка для родителей.
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности: - выставка
рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Оформление самодельной книги «Мои любимые сказки».
Содержание этапов проекта :
• подготовительный
• основной
• заключительный
Этапы реализации
I этап– подготовительный
Изучение уровня знаний; определение проблемы; выбор цели; определение задач;
составление плана деятельности; подбор методической литературы, наглядно – дидактического материала; разработка конспектов образовательной деятельности, бесед; подбор картин разных художников – иллюстраторов, портретов детских писателей и поэтов, подбор загадок, пословиц о книге, подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы.
Подготовить дидактические игры: «Угадай сказочного персонажа», «Назови
произведение»; «Собери сказку по порядку», «Вспомни сказку по отрывку».
Подготовить сюжетно ролевые игры: «Библиотека», «Мастерская книг». Организация развивающей среды в группе (подготовка атрибутов к сюжетно-ролевым играм) : «Библиотека», подготовить выставки: «Портреты детских писателей», Детских рисунков «Мой любимый сказочный герой», организация выставки портретов детских писателей, рисунков детей на тему: «Мой любимый сказочный герой».
II этап –основной
1 Познавательное Развитие
Беседы:
Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря».
Тема: «Путешествие в прошлое книги».
Тема: «Из чего состоит книга»
2 Экскурсии
Экскурсия в библиотеку «Здесь живут книги.
3 Игровая ситуация
Дидактические игры: «Угадай сказочного персонажа»,
«Собери картинку» (разрезные картинки, «Вспомни сказку по
отрывку», «Кому, что нужно для работы?»
Сюжетно-ролевые игры: Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
Сюжетно – ролевая игра «Мастерская книг».
Игры драматизации: Драматизация сказки «Заюшкина избушка»;
настольный театр «Лиса и журавль», «Лиса и рак» - по желанию
детей.
4 Художественно- эстетическое развитие
Рисование: «Моя любимая сказка», «Любимый сказочный герой» -
выставка детского рисунка
Аппликация: «Закладки для книг»
Лепка: Коллективная работа по сказке «Под грибом».
Прослушивание и разучивание песенок о книгах, аудиозаписей
кассет из цикла “Сказки”
5 Литературный досуг
«Сказочный сундучок» чтение русских народных сказок,
рассматривание иллюстраций - закрепить знания об особенностях
жанра.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». «Лиса и
журавль» - чтение русской народной сказки. «Четыре желания»
К. Д. Ушинский – чтение рассказа. «Лгун», «Два товарища»,
«Косточка» чтение произведений Л. Н. Толстого
Рассматривание портретов детских писателей и поэтов.
Просмотр
диафильмов
«Гришкины книжки»
6 Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и
воспитании ребёнка».
Рекомендации для родителей по чтению художественной
литературы в дошкольном возрасте.
Консультация для родителей «Значение художественной
литературы в речевом и социальном развитии детей».
Экскурсия в детскую городскую библиотеку.
Участие родителей в совместной продуктивной
деятельности: выставка рисунков «Мой любимый
сказочный герой».
7 Развлечение музыкальный праздник «Книжкин праздник»
III этап - Заключительный этап:
• Расширить знания детей о разнообразии литературных произведений.
• Умение отражать полученные знания в сказках собственного сочинения.
• Развивать познавательный интерес к книге у детей и взрослых.
Итоговый результат проекта :
Дети научились владеть понятием библиотека,
познакомились с правилами поведения в библиотеке;
повысилось желание посещать библиотеку;
знать о значении книги в жизни человека о том, что книгу нужно беречь;
увеличение количество заученного литературного материала.
проявление потребности, читать книги и посещать библиотеку.
Книга призвана раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра,
честности, мужества, сострадания. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве
образы останутся с ними на долгие годы.
Продукт проекта :
Выставка детского рисунка «Любимый сказочный герой»
Экскурсия в библиотеку «Здесь живут книги» с участием
библиотекарей районной детской библиотеки;
Акция «Мастерская для книг» совместно со старшей группой;
Музыкальный праздник «Книжкин праздник»
ОТЧЕТ
о реализации и результативности социально-значимого проекта
«О чем может рассказать библиотека»
В период с 09.01.2024г. - 03.05.2024 г. мною был реализован проект «О чем может рассказать библиотека». Целью проекта является пропаганда чтения книг. Все наши усилия были направлены на развитие интереса к литературным произведениям: слышать красоту слова, ритм, смысл, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.
Была организована выставка детского рисунка «Любимый сказочный герой».
Это совместная работа родителей и их детишек. Ежедневно в группе мы читатели литературные произведения сказочного жанра разных писателей, а также русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Впечатления от прочитанных произведений дети перенесли на свои творческие работы, которые выполняли разными способами художественно- эстетического оформления в виде рисунков, и использовали различный материал. Ребята проявили интерес к прослушиванию литературных произведений, которые им понравились и запомнились.
Для детей нашей группы была организованна экскурсия в детскую
Библиотеку. Работники библиотеки организовали для детей праздник.
Библиотекарь радушно встретил ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг.
Дошколята с большим интересом и вниманием слушали библиотекаря, как выбирать книги, по какому принципу располагаются книги, как правильно обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.
Дети с удовольствием рассматривают книги, а у нас появилась возможность познакомить их с литературными произведениями разных жанров, почитать любимые сказки, стихи, рассказы.
Экскурсия всем очень понравилось!