Оксана Давыдова
Социально-значимый образовательный проект с детьми младшего дошкольного возраста «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе
Социально-значимый образовательный проект с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Покормите птиц зимой»
Автор проекта : О. Ю. Давыдова
воспитатель МБДОУ ДС
№ 28 «Светлячок» г. Туапсе
Содержание
№
п/п Раздел Страница
1. Аннотация
1
2. Сведения об авторе проекта
1
3. Актуальность выбранной темы
1
4. Цели проекта для детей
2
5. Цели проекта для родителей воспитанников
2
Публикация «Социально-значимый образовательный проект с детьми младшего дошкольного возраста „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
6. Задачи проекта для детей
2
7. Задачи проекта для родителей воспитанников
2
8. Формы и методы реализации проекта для детей
3
9. Формы и методы реализации проекта для родителей воспитанников
3
10. Ожидаемые результаты
3
11. Этапы реализации проекта
4
12. Материально-техническое обеспечение проекта
9
13. Список используемой методической, научно-популярной и художественной литературы
9
Аннотация
Участники образовательного проекта на тему «Покормите птиц зимой» : воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель О. Ю. Давыдова.
Тип данного образовательного проекта – социально-значимый, информационно-познавательный, долгосрочный (с 09 января 2020 г. по 20 марта 2020 г.).
Проект предназначен для формирования у детей элементарных представлений о зимующих птицах Туапсинского района.
Сведения об авторе проекта
Ф. И. О. : Давыдова Оксана Юрьевна.
Образование : высшее, в 1996 году окончила Ростовский государственный педагогический университет по специальности дошкольная педагогика и психология; присвоена квалификация педагог-психолог.
Стаж педагогической работы 29 лет.
Квалификационная категория первая (приказ МОН КК от 05.12.2016 г. № 1346).
Актуальность выбранной темы
В стремительно развивающемся мире проблема экологического воспитания дошкольников стоит особо остро и актуально. Дошкольный возраст – период становления личности ребенка. Важно именно в этот период успеть привить ребенку любовь и заботу к живой природе, научить беречь и сохранять окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания об окружающем мире формируют у детей их дальнейшую жизненную позицию по отношению к окружающему миру. Поэтому задача взрослых (педагогов, родителей) воспитать у детей желание узнавать новые факты о флоре и фауне, сформировать экологически направленную личность. В связи с этим возникает необходимость максимального использования дошкольного детства, как периода времени для развития ценностного отношения к окружающей действительности, воспитания у детей осознано правильного отношения к природе, формирования ответственности за судьбу природы родного района, края и всей планеты, привлечение ребят к посильной помощи в её охране.
Идеи экологического воспитания и образования можно реализовывать через различные виды детской деятельности: экспериментирование, наблюдение, труд и игру.
Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей у детей дошкольного возраста.
Цели проекта для детей
• Формирование основ экологической культуры у детей.
• Изучение образа жизни и поведения птиц, обитающих в Туапсинском районе, зимой и ранней весной.
• Формирование у детей представлений об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
• Развитие у детей познавательного интереса к природе родного района.
• Привитие детям чувства сочувствия к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желания оказать им посильную помощь.
• Развитие у детей коммуникативных способностей.
• Воспитание в детях заботливого отношения к птицам.
Цели проекта для родителей воспитанников
• Привлечь родителей к оказанию посильной помощи птицам в зимний период.
• Оптимизировать детско-родительские отношения.
Задачи проекта для детей
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях
2. Обогащать представления детей о зимующих птицах Туапсинского района.
3. Учить детей составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
4. Вызвать у детей желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
5. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
6. Формировать у детей самооценку своих поступков, учить оценивать поступки других людей.
7. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу.
Задачи проекта для родителей воспитанников
1. Вовлечь родителей воспитанников в проектную деятельность.
2. Повысить уровень экологической грамотности родителей воспитанников.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Формы и методы реализации проекта для детей
• образовательная деятельность;
• опытно-экспериментальная деятельность;
• игровая деятельность;
• трудовая деятельность;
• развлечения, досуги, праздники;
• наблюдения, экскурсии, выставки;
• чтение научной и художественной литературы;
• просмотр мультимедийных презентаций.
Формы и методы реализации проекта для родителей воспитанников
• анкетирование;
• индивидуальное консультирование;
• участие в трудовой деятельности;
• участие в организации фотовыставки;
• участие в чтении научной и художественной литературы детям дома;
• участие в социально-значимых акциях «Помощь пернатым в холодное время года», «Пополни групповую библиотеку», «Накормим птиц города».
• участие в изготовлении «Кормушек», масок птиц, «Книжки-малышки».
• участие в мастер-классе «Крошки для крошек».
Ожидаемые результаты для детей
• закрепили ранее полученные знания о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, роли человека в жизни
• умеют правильно подкармливать птиц;
• проявляют познавательную и творческую активность, любознательность;
• расширился кругозор, обогатился словарный запас;
• сформировалось заботливое отношение к птицам зимой.
Ожидаемы результаты для родителей воспитанников
• совместно с детьми изготовили кормушки для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц;
• оптимизировались детско-родительские отношения;
• повысился уровень вовлеченности родителей в проектную деятельность;
• научились объективно оценивать возможности своих детей.
Этапы реализации проекта
1 этап
Теоретический
Разработка проекта
• Выявление объема знаний у воспитанников группы по данному вопросу.
• Доведение до участников проекта важности выбранной проблемы.
• Составление плана мероприятий.
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, видео и фотоматериалов.
• Создание мультимедийной презентации «Покормите птиц зимой».
• Подбор дидактических и подвижных игр, игрушек, атрибутов для развития игровой, познавательной и исследовательской деятельности.
• Подбор материала для творческой и продуктивной деятельности детей, включение результатов детской продуктивной деятельности в РППС группового помещения.
2 этап
Практический.
Образовательные области.
Познавательное развитие
Дать представление детям о зимующих птицах Туапсинского района посредством художественно-иллюстративного материала. Расширить и углубить знания детей на тему «Жизнь птиц зимой». Формирование любознательности и расширение детского кругозора. Активизация словаря.
Содержание:
• Чтение произведений М. Горького «Воробьишко», С. Маршака «Где обедал воробей», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушина «Воробей» и т. д.
• Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока, журавль и др.) из серии П. И. Чайковского «Времена года».
• Беседа на проблемные ситуации «Птицы зимой. Почему птиц стало меньше», «Синичка –гостья нашего участка», «Почему воробьи и синицы селятся рядом с человеком», «Знакомство с воробьем», «Как птицы ведут себя в холодное время года».
• НОД на темы: «Зимующие птицы», «Птичка-невеличка», «Наша кормушка».
• Изготовление масок птиц совместно с родителями.
• Проведение мастер-класса на тему: «Крошки для крошки»
• Экспериментальная деятельность: «Рассматривание птичьих следов», «Исследование птичьего пера», «Что любят птицы больше всего».
• Консультация для родителей «Покормите птиц зимой», «Наши пернатые друзья. Кормушка».
• Фотовыставка «Как мы птицам помогали».
• Пополнение групповой библиотеки книгами о птицах.
• Проведение праздника на тему: «День птиц»
Физическое развитие
Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенстве. Развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям и способам поведения в них.
Содержание:
Подвижные игры «Филин и пташки», «Птички в гнездышках», «Ворона собачка», «Воробышки и автомобиль», «На высоком не лови» и т. д.
Социально-коммуникативное развитие
Развитие игровой деятельности детей; приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми; воспитание любви к птицам.
Содержание:
• Игра-инсценировка «Узнай птицу», «Зимний разговор через форточку».
• Дидактические игры «Накорми птиц», «Разрезная картинка», «Четвертый лишний», «Зимние гости», «Верю – не верю», «Закончи предложение», «Прилетели птицы» и т. д.
• Сюжетно-ролевые игры «Птичье семейство», «Птичье кафе», «Больница для птиц» и т. д.
• Введение в проект родителей посредством проведения социальной акции «Помощь пернатым в холодное время года» с изготовлением кормушек и развешиванием их во дворе, в парке.
• Создание копилки загадок о птицах.
• Экспериментирование на темы «Исследование птичьего пера», «Рассматривание птичьих следов».
• Изготовление памятки для родителей на тему «Покормите птиц зимой».
• Проведение семейных акций: «Изготовление кормушек», «Накормим птиц города», «Заготовь корм для птиц».
• Проведение семейного фотоконкурса «Изготовление кормушки» и организация фотовыставки «Как мы птицам помогали!»
Художественно-эстетическое развитие
Развитие продуктивной деятельности в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). Развитие детского творчества. Внесение результатов продуктивной деятельности в развивающую среду группы.
Развитие музыкально-художественной деятельности.
Содержание:
• Рисование «Ах ты, совушка-сова», «Раскрась птичку», «Птичка-невеличка», «Зимующие птицы», «Ягодки для снегирей».
• Аппликация «Птицы прилетели», «Посади птиц на ветку», «Уточка».
• Лепка «Птички прилетели», «Птички зернышки клюют», «Угощение для птиц», «Птички и кормушки».
• Конструирование «Птицы», «Домик для птицы», «Кормушка».
• Заучивание песен и закличек «Ай, кулики, жаворонушки», «Приди, весна, с радостью», «Журавли-журавушки», «Гуси», «Ласточка», «Соловейко».
• Разучивание танцев «Воробей с березы…», «Птицы».
Речевое развитие
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и сверстниками. Развитие всех компонентов их устной речи в различных формах и видах детской деятельности, воспитание любви и интереса к художественному слову.
Содержание:
• Разучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, считалок о птицах.
• Чтение научно-познавательной и художественной литературы «Птица свила гнездо» А. Толстого, «Умная птичка» М. Зощенко, «Птицы» Б. Берестова, «Ничего особенно» С. В. Образцовой, «Снегири» А. Прокофьева, «Домашний воробей» М. Н. Богданова.
• Составление тематических рассказов «Как заботиться о птицах».
• Беседы о бережном отношении к птицам «Птицы зимой», «Как мы помогаем птицам», и т. д.
• Словесные игры с учетом тематики проекта «Летает – не летает», «Рыбы, птицы, звери», «Я знаю» (зимующие – не зимующие.) и т. д.
• Разучивание текстов пальчиковых игр, физминуток.
• Чтение тематической литературы дома.
• Вечер поэзии «Птицы – наши друзья».
Материально-техническое обеспечение проекта
1. Компьютер, ксерокс, проектор, мультимедийный экран, фотоаппарат, колонка, флешкарта.
2. Дидактические игры, сюжетные картинки, карточки с изображением птиц, плакаты, иллюстрации;
3. Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, иллюстративного, видео и фотоматериала.
4. Подбор атрибутов для проведения дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр.
5. Подбор материала для творческой и продуктивной деятельности детей, включение результатов детской продуктивной деятельности в РППС группового помещения.
6. Корм для птиц (ягоды, семена, крошки, семена и т. д.);
7. Кормушки для птиц.
Используемая методическая, научно-популярная и художественная литература
№
п/п Наименование Автор/
издательство/год
1. «Секреты природы – это так интересно!» Автор-составитель Л. В. Ковинько, издательство «Линка-Пресс», г. Москва, 2004 г.
2. «Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания» Авторы-составители: А. А. Лопатина, М. В. Скребцова, издательство «Амрита-
Русь», г. Москва, 2008 г.
3. «Утренники в детском саду: сценарии о природе»
Авторы-составители: Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова, издательство «Айрис-Пресс», г. Москва, 2002 г.
4. Тематический словарь в картинках «Перелетные и зимующие птицы России» Автор-составитель А. Н. Горьканова, издательство «Школьная Пресса», г. Москва, 2008 г.
5. «Пернатые друзья лесов» Автор-составитель В. В. Строкова, издательство «Просвещение», г. Москва, 1975 г.
6. «Прогулки в детском саду»
Авторы-составители: И. В Кравченко, Т. Л. Долгова, издательство «ТЦ Сфера», г. Москва, 2015 г.
7. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях : информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры» Автор-составитель О. Ф. Горбатенко, издательство «Учитель», г. Волгоград, 2008 г.
8. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома «Полная хрестоматия для дошкольников» в 2 книгах Автор-составитель С. Д. Томилова, издательство АСТ, г. Москва, 2015г.
9. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 лет, 4-5 лет Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2016 г.)
10. Интернет ресурсы