Жанна Аллахвердян
Социально значимый образовательный проект «Без нужды живёт тот, кто деньги бережёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально значимый образовательный проект.
«Без нужды живёт тот, кто деньги бережёт».
Аллахвердян Жанна Владимировна
Вид проекта: социально значимый.
Продолжительность проекта: 2 мес.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта:
Публикация «Социально значимый образовательный проект „Без нужды живёт тот, кто деньги бережёт“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Проекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т. к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно.
С экономической жизнью семьи дети сталкиваются с раннего возраста: ходят с родителями в развлекательные центры, кино, кафе, магазины; знакомятся с торгово-денежными отношениями на бытовом уровне; знают понятия «работа» и «заработок»; видят рекламу по телевидению и в быту. Все это составляющие финансово-экономической жизни каждой семьи.
Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства. Проблема разумного использования энергии и воды является одной из главных проблем человечества.
В ходе реализации проекта рассказать детям, как можно экономить воду, электроэнергию и тепло в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы.
Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и приумножение ресурсов нашей страны.
Проблема: У детей не развит познавательный интерес детей к вопросам экономии и применению этих знаний на практике.
Цель проекта: Заложить знания об основах финансовой грамотности у дошкольника, посредством ознакомления с понятием «экономия», «бережливость».
Гипотеза: формирование бережливого отношения детей старшего дошкольного возраста к природным ресурсам - это не только экономия денег, но и улучшение состояния окружающей среды, и разумное использование полезных ископаемых ресурсов; забота о Планете.
Ожидаемые результаты проекта:
• Обогащение представлений детей об электричестве, о важности энерго- и ресурсосбережения.
• Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды
• Формирование элементарной экологической культуры у детей и родителей.
• Проявляют познавательный интерес детей к значению слов: «экономия», «бережливость».
• Дети испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу.
Задачи проекта:
Воспитательные:
• воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к природе, электроэнергии и теплу;
• воспитывать у детей бережное отношение к энергоресурсам, опираясь на первоначальные навыки рационального их использования;
• прививать детям, такие качества, как - бережливость, рациональность, трудолюбие, экономичность, честность, доброта, отзывчивость, сплоченность.
Развивающие:
• развивать интерес детей к экономике.
• Развивать познавательный интерес детей к вопросам экономии и применению этих знаний на практике.
• развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы.
• развивать коммуникативные навыки; эмоциональную отзывчивость.
Образовательные:
• дать представление о единстве человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов;
• мотивировать детей к исследовательской деятельности;
• продолжать знакомить детей с электричеством, правилами безопасного обращения с электроприборами.
• продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии;
• закреплять представления о бережливости, экономии.
Методы проекта: Утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, проблемные ситуации, совместная продуктивная деятельность.
Этапы работы над проектом.
1 й этап-мотивация.
С целью мотивации детей подготовительной группы на работу над проектом организовать просмотр презентаций: «Экономим электроэнергию -бережем планету», «Экономия воды. Как сохранить источник жизни», «Учимся экономить воду, электроэнергию, тепло и получать доход». Затем последовали вопросы: «Какую роль в жизни человека играет вода?», Как мы можем сократить расход воды?», «Как сберечь нашу планету от экологической катастрофы?».
Так была выбрана тема нашего проекта. Мы перешли к разработке совместного плана.
2 й этап-разработка совместного плана работы педагогов и родителей над проектом.
Для реализации проекта «Без нужды живёт, кто деньги бережёт» был разработан план мероприятий.
№ п/п Формы работы Наименование мероприятий
1. Беседы
•«Что такое деньги?».
• «Что такое экономика?».
•«Почему не все можно купить и продать?»,
• «Какие бывают товары?».
• «Воспитание культуры энергосбережения как основа повышения благосостояния человека».
• «Все профессии важны».
• «Карманные деньги у детей».
• «Моя копилка».
• «Как сберечь ресурсы Планеты?».
• «Учимся экономить».
• «Мой вклад в бюджет семьи».
2. Непосредственно –образовательная деятельность.
• «Капелька и Искорка учат беречь свет и воду».
3. Экскурсии
• Экскурсия с родителями в супермаркет.
4. Чтение рассказов, сказок и стихов. • К. Чуковский «Муха-Цокотуха».
• В. Пермяк «Для чего руки нужны».
• В. Маяковский «Кем быть?».
• С. Маршак «Почта».
• Ш. Галиев «Три копейки на покупки».
• Чтение рассказа И. М. Жилинского «Как солнышко зажгло электрическую лампочку»
Сказки:
• А. Елисеев «Как коза избушку построила»
• А. Афанасьева «Жар птица и Василиса – царевна»
• «Золотая монета» армянская народная сказка.
• А. Толстой «Приключения Буратино».
• Жилинский И. М. «Как солнышко электрическую лампочку зажгло».
• Л. Стахович «Где живут денежки».
• Л. Ястребова «Хранители бюджета»,
• Л. Стахович «Про капризного Артёма»,
• Сказка:
• Т. Устинова «Волшебный свет».
• С. Анатольевич. «Зайкова хатка».
• Т. Александрова «То тепло то холодно».
• А. Сергеева «Гречку мыли».
• Чтение сказки А. Ганзен «Снежная королева».
• Н. Афанасъев «Медное, серебряное и золотое царство».
Стихи:
• С. Михалков «Финансы».
• Л. Шмакова «Торговля».
• В. Орлов «Что нельзя купить».
• Ю. Митяков «Волшебный рубль».
• Н. Коржавин «То свет, то тень».
• Т. Бальсене «Путешествие капельки».
• А. Барто «Хищница».
5.Заучивание стихотворений • Е. Степанова «Обойдусь и без покупок».
• Л. Шмакова «Экономика».
6. Игровая деятельность
Дидактические игры:
• «Профессии»,
• «Угадай, где продаются»
• «Дороже - дешевле».
• «Доходы семьи».
• «Угадай профессию»
• «Что лишнее?»
Подвижные игры:
• «Ручеек».
• «Воздух, земля, вода» .
• «Суша – вода».
• «Ходят капельки по кругу». Сюжетно – ролевая игра:
• «Супермаркет»,
• «Поликлиника».
7. Рассматривание иллюстраций
• Рассматривание иллюстраций к книге С. Стельмашонок «Как сохранить тепло в доме?».
• «Экономия воды в быту».
8. Музыкальные развлечения • Слушание частушек.
9. Художественно-творческая деятельность Рисование:
• «Свет и вода в нашей жизни».
• Оформление плаката «Как спасти планету».
• «Мир воды».
• «Знаки экономного пользования водой и электроэнергией».
Лепка:
• «Морское дно».
• «Подводный мир».
Аппликация:
• Коллаж «Берегите воду».
Конструирование:
• Конструирование из бумаги с элементами аппликации «Кошелёк».
10. Опытно-экспериментальная деятельность • Опыты и эксперименты с водой, воздухом, светом.
11. Просмотр мультфильмов •Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Уроки тётушки Совы. Азбука денег», «Умение экономить», «Три кота. Поход в магазин».
•Просмотр серий «Вода», «Электричество» из мультфильма «Фиксики».
12. Работа с родителями
Консультации:
• Создание информационных уголков для родителей «Берегите воду!», «Сохраним тепло!», «Берегите электроэнергию!»
• «Семейный бюджет и ребенок».
• Участие в анкетировании по теме: «Умеете ли вы экономить воду, тепло и электроэнергию?»
13. Просмотр презентаций
•«Роль воды в жизни человека».
• «Учимся экономить воду и получать доход».
•«Экономим электроэнергию - бережем планету».
Для реализации плана проекта «Без нужды живёт, кто деньги бережёт», в группе были созданы условия. Изучив интересы детей, обогатили предметно-развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.
Наполнение развивающей предметно-пространственной среды в группе
Центр науки:
• Внести энциклопедии, фотоальбомы по теме проекта.
• Иллюстраций к книге С. Стельмашонок «Как сохранить тепло в доме?».
Центр математики:
• «Палочки Кьюизенера».
• «Блоки Дьенеша».
• Набор цифр и геометрических фигур.
• Головоломки, лабиринты.
Центр книги и общения
• Пословицы и поговорки об экономии, о труде, деньгах.
• Рассматривание иллюстраций к книге С. Стельмашонок «Как сохранить тепло в доме?».
• Объясните пословицу «Бережливость лучше богатства».
• Альбом с фотографиями «Экономия воды в быту».
• Художественные произведения: народные сказки: А. Елисеев «Как коза избушку построила», А. Афанасьева «Морозко», А. Афанасьева «Жар птица и Василиса – царевна», «Золотая монета» армянская народная сказка, А. Толстой «Приключения Буратино», Жилинский И. М. «Как солнышко электрическую лампочку зажгло», Л. Стахович «Где живут денежки», Л. Ястребова «Хранители бюджета», Л. Стахович «Про капризного Артёма», Т. Устинова «Волшебный свет», С. Анатольевич. «Зайкова хатка», Т. Александрова «То тепло то холодно», А. Сергеева «Гречку мыли», А. Ганзен «Снежная королева», Н. Афанасъев «Медное, серебряное и золотое царство».
Центр искусства
• Бумага для рисования, картон для поделок
• Карандаши, акварельные краски, фломастеры.
• Штамповки, шаблоны.
Центр «Умелые ручки»
• Цветная бумага, картон.
• Лоскут, тесьма, лента, бусины, блестки.
• Шаблоны, выкройки.
Центр физкультуры
• Схемы, спрятанных секретов.
• Картинки по теме "Профессии". "Овощи", "Фрукты" для игр-эстафет
Центр игры
• Касса, прилавок, чеки, билеты, весы, сумки, кошельки, товар (игрушки, муляжи фруктов и овощей, фишки, схемы для игры «Супермаркет».
Центр конструирования
• Бумага.
• Клей.
• Цветные карандаши.
• Цветная бумага.
• Ножницы.
Центр экспериментирования
Оборудование для экспериментирования:
• Стаканы, вода, тарелочки, ложки.
• Бумага разного качества.
• Краски.
• Пластик.
• Лупа.
Центр искусства:
• Пластилин.
• Акварельные краски.
• Восковые мелки.
• Фломастеры.
• Штампы.
Центр игры:
• Настольно-печатные игры по экологии.
• Дидактические игры.
3 этап- практический.
Ежедневно при проведении утреннего круга воспитатели рассказывали детям о том, какие материалы приготовлены в каждом центре по теме проекта.
4 этап - итоговый.
Итоговое мероприятие проекта - НОД «Капелька и Искорка учат беречь свет и воду».
Список использованной литературы:
•Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.
•Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб : Детство – пресс, 2002г