Фарида Залюдинова
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».
Выделяется две группы задач:
1. Помочь ребёнку в овладении трудовой деятельностью :
- овладение трудовыми навыками и умениями.
- овладение структурной деятельностью
Публикация «Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
2. Развитие личности ребёнка в труде :
- развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;
- формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;
- воспитание отношения к труду, - заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям и профессии.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание – Дети в группе умеют одеваться,раздеваться. Помогают друг- другу. Правильно моют руки, после приема пищи ополаскивают рот.
Хозяйственно-бытовой труд – дети с большим удовольствием наводят порядок в группе (Винокурова Л,Морозова Т, Гилязетдинова М, Гагарин В, Горбунов М и другие дети)
Труд в природе – В группе помогают поливать, протирать листья, опрыскивать растения. Вместе с детьми в марте сажаем семена цветов за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом,
Ручной и художественный труд – Очень много делаем разнообразных поделок из природного материала и бросового (человечки, снеговик, открытки к праздникам, участвуем в конкурсах, где дети занимают призовые места, так в конкурсе «Лучшая новогодняя открытка» Залуцкая А получила 1 место, Поскребкова Я во Всероссийском конкурсе «Мир во всем мире» стала лауреатом, на всероссийском конкурсе на лучшую поделку Зимин А занял 1 место и так далее). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
Умственный труд – Дети во время труда думают о том как лучше убрать игрушки, следят за чистотой одежды у кукол (стирают).
Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.
Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.
Детский труд своеобразен :
- он прост по содержанию;
- доступен по характеру выполняемых действий
- связан с игрой.
Связь игры с трудом - отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).
Вместе с детьми ремонтируем (лечим) книги, игрушки.
Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности :
- инициатива
- товарищеская взаимопомощь
- хорошее выполнение
В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают пом. воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают мне в подготовке к занятиям.
Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе. Дети достигли определённых успехов.
Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания.
Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Коллективный труд воспитывает :
- чувство локтя
- защищённость
- взаимопонимание
- создаёт положительный эмоциональный настрой,
Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых
Были организованы экскурсии (в кабинет к заведующей, методиста, прачечную,на кухню) сотрудники рассказывали о своем труде. После того как познакомила с трудом повара приготовили пиццу, булочки, сделали салат винегрет, фруктовый салат.
Во время знакомства с профессией дворника вместе с ним убирали территорию сада.
Очень часто ездим с детьми на экскурсии, так на детской железной дороге познакомили с трудом машиниста, проводника, кассира.
На экскурсии в «Краеведческий музей» с профессией экскурсовода. Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания
Художественные средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств
Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции.