Кадашинская Елена
Социализация дошкольников через организацию культурных практик в условиях ДОУ. Театрализованная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. ФГОС ДО предусматривает развитие дошкольников по усвоению норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Публикация «Социализация дошкольников через организацию культурных практик в условиях ДОУ, Театрализованная деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Наблюдая за воспитанниками, я отмечаю, что некоторые испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Я считаю, что это связано не только с современным ритмом жизни, а во многом с тем, что детей просто не учат общаться дома.
Родители зачастую компенсируют общение с детьми гаджетами, в которых дети проводят практически все свободное время дома. Возможно, поэтому некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, а порой стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-то. Это в свою очередь затрудняет процесс социализации.
Дошкольная образовательная организация, как социально-педагогическая система, входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка, решает вопросы ранней социализации детей. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И мы, педагоги, должны постараться раскрыть заветную дверь в мир детского сознания.
Мы считаем, что тема социализации детей в настоящее время является особо актуальной, так как успешная социализация ребенка - это часть его социальной компетентности, означающей готовность к встрече с новыми социальными ситуациями.
Как решаем эту проблему мы, какие культурные практики «взяли на вооружение»?
Я считаю, что одним из самых эффективных средств развития социализации и коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста является театр и театрализованные игры. Ведь театр для детей — это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя, свои чувства и отношения к чему-либо. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
В настоящее время игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения можно рассматривать как способ обучения; деятельность для реализации творчества; метод терапии; первый шаг к социализации ребёнка в обществе.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, средство самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общении с взрослыми. Именно в условиях игры развивается самостоятельность и инициатива, тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Благодаря театрализованным играм осуществляется всестороннее развитие детей: знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, распознают эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, учатся находить адекватные способы содействия. В процессе организации театрализованных игр у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки т. д.
Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности — жизни. Человек по природе своей является существом общественным. Игра связывает не только детей между собой, но и детей со взрослыми в единое волшебное целое. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, учатся их распознавать; осваивают способы внешнего выражения чувств; осознают причины того или иного настроения.
К своей работе мы активно привлекаем людей, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни, родителей ребенка.
Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь — это умение слышать друг друга, с обратной связью. Привлечение родителей к театрализованной деятельности, способствует сплочению родительского коллектива с ДОУ, что в свою очередь позволяет создать единое пространство для развития, воспитания и социализации детей.
Наши родители помогают нам шить костюмы и изготавливать декорации, подбирают атрибуты и конечно, разучивать роли вместе с детьми. А ещё – являются самыми благодарными зрителями наших театрализованных постановок.
В своей группе мы (вместе с родителями) изготовили различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, кукольный, баночный, ложковый, стаканчиковый, костюмы, шапочки, маски. Имея свободный доступ к ним, наши дети становятся более инициативны, и иногда устраивают мини-представления друг другу по собственной инициативе (самостоятельно распределяя роли).
Для обогащения предметно-пространственной среды (для развития театрализованной деятельности) мы подобрали настольно - печатные дидактические игры по ознакомлению со сказками, различными персонажами сказок и литературных произведений, развитию и распознаванию эмоций.
При чтении произведений я стараюсь артистически, искренне передавать тот или иной образ литературного героя, формировать в детях эмоциональное отношения к тем или иным персонажам, ситуациям. После чтения произведения мы обязательно беседуем по его содержанию. В процессе беседы я помогаю детям осознать характер героев, оценить их поступки, сложить эмоциональный образ героя, проговорить отдельные диалоги персонажей. Так же при рассматривании иллюстраций большое внимание я уделяю анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.).
Данные результатов мониторинга и наблюдений за свободной деятельностью детей позволяют сделать вывод о том, что у детей нашей группы сформировался интерес к театрализованной деятельности, количество желающих участвовать в театрализованных играх, сценках, представлениях – высоко, дети активно приглашают зрителей на свои показы, самостоятельно договариваются о ролях, используют интонацию, мимику, жесты, сопереживают героям произведений; у детей появилось желание придумать и показать сказку, историю, сочинить танец и т. д. Но для меня, как для педагога важен такой показатель, как «умение слушать, не перебивая друг друга». Это говорит о том, что наши дети – хорошо социализируются, у них развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта).
А сейчас я хочу познакомить Вас с видами театров в нашей группе, сделанные нашими руками и руками родителей (совместно с детьми).