Ковалева Анжелика Николаевна
Социализация детей раннего возраста дома ребёнка через устное народное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это процесс вхождения человека в социальную среду. По своему содержанию - это развитие и становления личности.
Выделяют три сферы, в которых развитие личности, прежде всего, осуществляется: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является расширение и умножение социальных связей человека с внешним миром. По характеру своего протекания, социализация личности относится к длительным процессам «с неопределённым концом», хотя и с определённой целью. Начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, поэтому наверстать упущенное в определенный период жизни человека бывает иногда невозможно.
Публикация «Социализация детей раннего возраста дома ребёнка через устное народное творчество» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Устное народное творчество
- Темочки
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Необходимо стремится к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком должны обеспечивать ему: чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно стараться обеспечить ребёнку как можно шире и разнообразнее возмож-ности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира. Но в тоже время в процессе ранней социализации необходимо приучать ребёнка к ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности.
Основной особенностью социализации воспитанников интернатных учреждений является замещение учреждением одного из основных институтов социализации – семьи. В связи с этим возникают определенные факторы, затрудняющие социализацию малышей, назовем наиболее значимые:
- «ничей» ребёнок;
- ориентировка на официально принятые нормативы;
- отклонения в состоянии здоровья;
- дефицит индивидуального общения;
- ограничение социальной активности;
- недостаточное включение в различные виды практической деятельности;
- общение со сверстниками имеет «принудительный характер»;
- жёсткий регламент жизнедеятельности ребёнка;
- дефицит моделей и образцов социального поведения и другие факторы.
Потребность в общении со взрослым является одной из ведущих в дошкольном детстве. Именно в нем происходит социальное развитие ребёнка, создаются формы социального приспособления. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребёнка взрослого является предпосылкой развития асоциальных форм поведения. Дефицит индивидуального общения отрицательно влияет на развитие у малыша чувства привязанности, замедляет развитие познавательной активности, не способствует преодолению страха в незнакомых ситуациях, выработке исследовательского поведения.
Поэтому, мы считаем, что всем сотрудникам, работающим непосредственно с детьми дома ребёнка, в первую очередь необходимо решать следующие задачи социализации : воспитание чувства безопасности и доверия к миру, а так же развитие отношений с окружающим миром через организацию взрослым игры и предметной деятельности детей. Для этого в доме ребенка созданы все необходимые условия и только от подготовки и желания взрослого зависит правильное и полноценное их использование.
Мудрость русской народной педагогики в речевых приемах работы по активизации и успокоению малышей с использованием в проведении занятий и режимных моментов песен, потешек, прибауток и др. мы уже достаточно подробно рассматривали в рамках октябрьской медико-педагогической конференции, поэтому остановимся более подробно на таком устном народном творчестве как – сказка.
Сказка для ребёнка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. Как ничто лучше сказка, созданная народной мудростью, позволяет налаживать взаимоотношения как между детьми, так и между взрослым и ребёнком. Использование сказки является и своего рода терапией, которую мы рассматриваем как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность в которой он постигает обычную жизнь, образцы поведения, мир чувств, переживаний.
Сказкатерапия решает многие задачи социализации и коррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в депривации, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения. В доме ребёнка особенно актуален такой аспект сказкотерапии, как способ передачи знаний о жизни.
Обратимся немного к истории. Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали истории… И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня мы передаем детям знания о жизни, рассказывая сказки.
Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Томас Вейс, в книге «Как помочь ребёнку», говорит о том, что «…В формировании мотивов в период раннего детства направляющим должно быть «добро». А где как не в сказках впервые ребёнок постигает это понятие.
Для детей дома ребенка сказка - уникальная возможность в игровой форме преодолевать отставание по развитию речи, слухового и зрительного восприятия. А развитие навыков общения у детей с различной социальной недостаточностью необходимо осуществлять по следующей схеме, которая была предложена известными российскими учеными Лильиным Е. Т. и Доскиным В. А. :
• обучение умению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят;
• обучение детей адекватно реагировать на простые жесты и указания взрослых;
• обучение ребёнка умению выбирать из разных предметов или картинок то, что обозначил взрослый;
• обучение пониманию и умению выполнять задания, обозначенные глаголом;
• обучение детей правильно понимать и выполнять задания взрослых, в которых есть вербальные определения признаков предмета;
• обучение детей правильно понимать и выполнять вербальные задания, связанные с обозначением местонахождения предмета;
• обучение ребёнка пониманию разных грамматических форм.
Все эти задачи можно легко решать используя устное народное творчество. Каждому этапу эмоционального развития малыша соответствует свой тип сказки, но начинаем мы с:
- монотонных ритмичных потешек, песенок и стихов, в которых позднее выделяется кульминационный момент;
- далее включаем в работу потешки совместно с действиями ладошками и руками;
- следующий этап - простейшие сказки, позволяющие связать слово и действие.
Первые три года жизни ребенок особенно активно осваивает окружающее пространство и свое тело - его границы и возможности. Поэтому, первые сказки, с которыми знакомится ребенок, совершенно особенные. В них либо вообще нет главного героя, либо главный герой играет пассивную роль, - с ним что-то происходит, но он сам не влияет на течение событий. В этих сказках пока нет сил зла, с которыми борется главный герой, пространство в этих сказках по своему эмоционально-смысловому значению, как правило, однородно и нейтрально. Примером таких сказок могут быть сказки, в которых в результате повторяющейся стереотипной ситуации происходит появление новых персонажей, то есть так называемые кумулятивные сказки: "Теремок", "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба". В этих сказках уже действуют люди разного пола и возраста, в них есть дом и лесные животные.
Совершенно неважно, откуда приходят звери к теремку, куда катится колобок. Только несколько позже в таких сказках, как "Маша и медведь", "Соломенный бычок - смоляной бочок", "Снегурочка и лиса" пространство теряет свою однородность, оно начинает делиться на свое и чужое, знакомое и незнакомое.
Сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
С помощью сказки можно создать мир, в котором ребёнку будет интересно и безопасно. Старайтесь не ограничивать этот мир пределами только группы. При знакомстве детей со сказкой важно соблюдать последовательность этапов: знакомство с персонажами сказки; знакомство с главным героем сказки; первичное рассказывание сказки; вторичное рассказывание сказки; простейший анализ сказки; стимулирование «подсказок» и речевых проявлений детьми при повторном рассказывании сказки воспитателем.
Основополагающим моментом в работе со сказкой является – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом – рассматривание иллюстраций. Подкрепляйте свои слова предоставлением ребёнку возможности обследования, получения звукоподражательных и осязательных ощущений, эмоций радости, грусти, страха, обиды и др. Каждый ребенок должен ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.