Армина Погосян
Сочинялки!!! (словотворчество в работе с детьми)
▼ Скачать + Заказать документы
Всем доброго настроения дорогие коллеги!Многие используют в своей работе с детьми различные методики для развития словотворчества. Для меня эта тема очень близка и тесно перекликается с любимой изобразительной деятельностью. Поэтому, хочу познакомить вас с некоторыми формами работы, которые были проведены в этом направлении.
Основная цель – помочь детям научиться излагать свои мысли красиво, грамотно и легко. В дошкольном возрасте эта проблема стоит довольно таки остро.
Публикация «Сочинялки!!! (словотворчество в работе с детьми)» размещена в разделах
Всё начиналось с младшего возраста. В группу приходили дети в основном «домашние», которые имели пассивный словарь. Он был не яркий и не эмоциональный. Мне хотелось помочь детям в этом направлении. Основная сложность заключалась ещё в том, что малыши изображали то, что для них было интересно и значимо, но описать это словами не могли. С этой целью проводились игры – драматизации (импровизации, инсценировки, кукольный театр, пластические упражнения, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации…. Такие виды игровой активности имеют широкий общеразвивающий эффект, возбуждают в детях положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность и, тем самым, создают естественные условия для возникновения языковых игр.
Эти формы работы не теряли своего значения и в дальнейшем.
Дети самостоятельно пытались сочинять короткие истории – фантазии, которые я записывала в свой альбом либо оформляла на красочный стенд для родителей. Это было интересно и забавно.
В средней группе дети, занимаясь весёлым сочинительством, учились слышать слово, играть со словами. У нас проводилась интересная игра «Сочинялки». Дети сами выбирали себе игрушки или сказочных героев и придумывали о них минисказки. Всё это обыгрывалось и озвучивалось в ролях. Все истории были оформлены и выставлены для прочтения родителям.
Затем, по этим минисказкам дети создавали рисунки, аппликации и лепные образы. В этой технологии работа проводилась от словотворчества (т. е. от «сочинялок») к созданию творческих работ.
А в любимой нашими детьми игре «Мы – фантазёры» создавались сначала интересные пятна, кляксы, изображения с использованием нетрадиционных техник рисования, а затем придумывались оригинальные и забавные сказки, небылицы и рассказы.
Интересным и забавным занятием оказалось переписывание любимых сказок на новый лад. Начиналась сказка традиционно, а продолжение дети придумывали вместе.
К праздникам так же использовала интересные формы работы с детьми для формирования интереса к словотворчеству. Например, к празднику Нового года мы решили сочинить письмо Дедушке Морозу. Каждый ребёнок старался описать в своём желании что-то очень важное для него. Все ждали, что произойдёт чудо, и желание обязательно исполнится. Чтобы не разочаровать детей – была придумана маленькая хитрость. Все сочинённые желания были написаны на блестящих бумажных ёлочных игрушках, вклеены в большое письмо и выставлены на изучение родителям. Мы поведали детям о том, что Дедушка Мороз обязательно прочтёт письмо, ведь он Волшебник. А наши малыши тут же выдали ответ: «Да, мы знаем. У него в комнате стоит волшебное зеркало, и он всё в него видит. Конечно, письмо наше тоже видит и читает». И родители тоже были рады этой выдумке, так как наверняка знали, что подарить своему сокровищу к празднику, чтобы порадовать его.
К празднику 8 Марта была оформлена раскладная книжечка «Красивые слова», где дети придумывали и называли своих любимых мамочек и всех самых дорогих людей ласковыми и нежными слова.
(Многое пишу от руки осознанно - может смотрится хуже, чем напечатанное, но зато как-то "теплее") Все были счастливы, особенно мамы!
Ко дню рождения детского сада всем родителям было предложено выполнить совместно с детьми литературно-творческую работу «Мой любимый детский сад». Многие откликнулись и проявили своё творчество в рисунках и рассказах. Нам – педагогам было очень приятно услышать столько добрых и тёплых слов. И детям это сотворчество пришлось по душе.
Проводимая работа очень заинтересовала родителей. Они всегда в курсе наших дел и самое важное – стали больше времени уделять своим детям. Родителей стали волновать успехи детей. Они интересуются, что дети делали на занятиях, помогают в записи интересных слов и фраз, высказанных их ребёнком дома. И, конечно же, вряд ли бы мы добились хороших результатов, если бы не было тесной связи с родителями.
В старшей группе использовала в работе мнемотаблицы, которые дети придумывают и зарисовывают сами. В них присутствуют как классические, так и придуманные детьми сказки, считалочки и песенки. Так же ввела новую для них технологию: детям раздаются чистые листы бумаги, и предлагается нарисовать любую картинку, существо или предмет по желанию. Затем, все рисунки раскладываются вразброс, и дети начинают вместе придумывать по ним сказки и небылицы. Получаются очень смешные, оригинальные, а главное непохожие друг на друга истории, имеющие свой особый языковой стиль.
Все работы детей,начиная с младшего возраста, собираются в «Книге жизни» нашей группы, которая вызывает живой интерес у родителей и детей.
В первый месяц перехода в старшую группу я заметила, что дети стали чаще придумывать слова, которых нет в родном языке. Меня это очень заинтересовало и я начала записывать их в уже начатый альбом «Говорят наши дети», а родителей попросила следить за речью детей и вести запись их выдумок.
Сколько же было смеха и радости, когда мы все дружно читали в подготовительной группе эти замечательные истории и забавные словечки!
Надеюсь, мой опыт поможет в работе желающим найти что-то новое для себя и интересное! Удачи!