Нечаева Айнура Исмаиловна
Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности у детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение
«Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности у детей в дошкольном возрасте».
в рамках проведения педагогического совета № 6 на тему:
«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Публикация «Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности у детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Содержание образовательной области “ Безопасность” в ДОУ направлено на достижение следующих целей:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач :
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач :
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Реализация данных целей и задач в ДОУ осуществляется с учетом следующих основных принципов :
-системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
- наглядность;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
С воспитанниками дошкольного учреждения в системе проводится образовательная деятельность по ОБЖ (используются формы проведения с учетом возрастных особенностей детей, игры по охране здоровья и безопасности, направленные на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью и жизни.
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игрой.
Обучение основам ОБЖ в нашем ДОУ строиться с учетом именно игрового вида деятельности. От возраста к возрасту задачи повторяются и усложняются.
Работа с детьми начинается с раннего возраста с формирования представлений о себе: привитие культурно-гигиенических навыков, знакомство со своим организмом и бережное отношение к нему. Далее, со второй младшей группы, рассматриваются проблемы безопасности жизнедеятельности детей. Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с комплексной образовательной программой «Мир открытий», реализуемой в нашем ДОУ в группах общеобразовательной направленности :
Вторая младшая группа:
• учить различать действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми.
• учить безопасно осуществлять экспериментирование с доступными для изучения материалами и веществами; практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов;
• подводить к пониманию элементарных наиболее общих правил безопасного поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке дошкольной образовательной организации;
• формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт, начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения;
• закладывать основы физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций.
Начиная со среднего возраста появляются подразделы формирования основ безопасности : Природа и безопасность. Основы экологической безопасности; Безопасность на улице; Безопасность в общении; Безопасность в помещении.
Задачи, реализуемые в средней группе:
• знакомить с правилами безопасного поведения в различных погодных и природных условиях, при контактах с дикими и домашними животными;
• предоставлять вниманию детей модели безопасного поведения (в том числе экологически безопасного, способствовать первичному накоплению опыта безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения;
• знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения; демонстрировать модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения; формировать элементарные представления о дорожных знаках;
• знакомить с правилами безопасности на игровой площадке, поощрять стремление соблюдать их;
• формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности;
• знакомить с правилами безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми;
• формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности;
• формировать коммуникативные навыки, опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий.
• знакомить с факторами потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения; учить безопасно использовать предметы быта;
• знакомить с правилами безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения.
Старшая группа
• формировать представления о свойствах различных природных объектов, о связанных с ними потенциально опасных ситуациях;
• знакомить с правилами сбора растений и грибов, правилами безопасности у водоемов в зимний и летний период;
• знакомить детей с моделями безопасного поведения при взаимодействии с природными объектами на примере реальных людей, персонажей литературных произведений, учить на элементарном уровне оценивать соответствие их действий правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;
• формировать умение анализировать обучающие ситуации, знакомить с тактикой избегания и путями преодоления различных видов опасностей;
• формировать навыки экологически безопасного поведения, бережного отношения к природе и рационального природопользования.
• знакомить детей с устройством городских улиц, основными правилами дорожного движения, моделями культурного и безопасного поведения участников дорожного движения;
• формировать умение работать с символьной, графической информацией, схемами, моделями, самостоятельно придумывать элементарные символы, составлять схемы;
• учить оценивать соответствие действий других детей, собственных действий правилам безопасности на игровой площадке, формировать стремление и умение соблюдать их, формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности;
• формировать первые представления об экологически неблагоприятных ситуациях и их влиянии на здоровье людей.
• в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности;
• обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;
• формировать представления о правах и обязанностях ребенка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав;
• формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;
• закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций;
• обогащать и систематизировать представления о факторах потенциальной опасности в помещении;
• расширять круг предметов быта, которые дети могут безопасно использовать, воспитывать ответственное отношение к соблюдению соответствующих правил;
• дополнять и конкретизировать представления о правилах безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения;
• систематизировать и дополнять представления о работе экстренных служб, формировать практические навыки обращения за помощью;
• продолжать формировать представления об экологической безопасности помещений.
Подготовительная группа
• систематизировать знания о свойствах различных природных объектов, совершенствовать умение выявлять связанные с ними потенциально опасные ситуации;
• формировать умение применять знание правил сбора растений и грибов, правила безопасности у водоемов в зимний и летний период, правила поведения, связанные с различными природными явлениями, контактами с дикими и домашними животными;
• учить сопоставлять поведение реальных людей, персонажей литературных произведений, собственное поведение с правилами, выявлять степень соответствия, возможные последствия для человека и природы нарушения этих правил;
• обогащать опыт анализа естественных, специально созданных и воображаемых ситуаций, поиска путей избегания и (или) преодоления опасности;
• формировать экологически безопасное поведение с учетом ранее полученных знаний о взаимосвязях в природе.
• формировать умение применять правила дорожного движения в ходе анализа различных ситуаций, выбирать оптимальные модели поведения;
• учить давать оценку действий участников дорожного движения с точки зрения соблюдения правил дорожного движения;
• совершенствовать умение работать с символьной, графической информацией, схемами, самостоятельно придумывать символьные обозначения, составлять схемы;
• учить детей на основе анализа схемы улицы, модели дорожной ситуации выбирать наиболее безопасный маршрут;
• формировать элементарные представления об изменении дорожной ситуации в связи с различными природными явлениями (туман, дождь, снег, гололедица и др.);
• формировать осознанное отношение, стремление и умение соблюдать правила безопасности на игровой площадке в ходе самостоятельной игровой, двигательной,
трудовой деятельности;
• совершенствовать умение выявлять и избегать потенциально опасные ситуации, возникающие на игровой площадке в связи с различными погодными условиями, а также на улице, в городе, связанные с неблагоприятными экологическими ситуациями.
• совершенствовать умение применять коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, формировать умение понимать побуждения партнеров по взаимодействию, выявлять проявления агрессии, недоброжелательности в свой адрес, совершенствовать навыки безопасного поведения в различных ситуациях;
• обогащать и систематизировать представления о правах ребенка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав, формировать умение выявлять факты их нарушения;
• в ходе анализа литературных произведений, моделей естественных ситуаций формировать умение безопасно действовать в различных ситуациях общения и взаимодействия;
• формировать умение самостоятельно выявлять факторы потенциальной опасности в помещении, соблюдать правила безопасного поведения, выбирать оптимальные модели поведения в проблемных ситуациях;
• воспитывать ответственное отношение к поддержанию порядка, соблюдению правил использования предметов быта;
• совершенствовать умение применять знание правил безопасного поведения в общественных местах;
Реализуя поставленные задачи, мы должны добиться выполнения главных целей - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания о правилах дорожного движения и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения. Не стоит так же забывать, что формирование основ безопасности дошкольников зависит не только от оснащенности ДОУ современными оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности педагогов, от слаженности их совместной работы. Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения, а так же с родителями (законными представителями) воспитанников, позволяет успешно сформировать первоначальные понятия детей по правилам безопасного поведения.