Юлия Гасникова
Регулятивная компетентность педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Регулятивная компетентность педагога
Все мы знаем, что профессия воспитателя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших усилий самообладания и саморегуляции. Именно поэтому каждый педагог должен обладать регулятивной компетентностью.
Регулятивная компетентность – умение управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Тест «О плохой погоде и нестиранных носках»
Публикация «Регулятивная компетентность педагога» размещена в разделах
Сядьте поудобнее на стульях. Закройте глаза и представьте, что вы за пультом «Машины времени». Нажмите кнопку пульта. Вы перенеслись назад во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор.
Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?
1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, что я должна ждать до завтра? Что же мне делать?»
2. «Подождем немного и посмотрим, может погода прояснится»
3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать»
4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет»
1. Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.
2. Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.
3. Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.
4. Уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новую.
Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от занимаемой им должности, положения в обществе и материального достатка.
Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания – быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность и пр.
По данным ВЦИОМ (Всесоюзный центр исследования общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:
- Телевизор – 46%
- Музыка – 43%
- Алкоголь – 19%
- Еда – 16%
- Медикаменты – 15%
- Спорт –12%
-Удовлетворение сексуальных потребностей –9%
- Йога, медитация –2%
Вся наша жизнь состоит из стрессов. Как снять стресс и стать спокойным.
1. Чтобы снять стресс, надо задержать дыхание на вдохе и медленно выдохнуть.
Во время стресса активна симпатическая нервная система. Чтобы заблокировать
симпатическую нервную систему, активировать парасимпатическую и, как следствие,
снять стресс, надо задержать дыхание на вдохе и медленно выдохнуть. (1,2,3,4- вдох 1,2,3,4- задержали дыхание,1,2,3,4- выдох медленно через рот. Зажать левую ноздрю, дышать правой (ровно, медленные вдохи и выдохи)
Медитация – является наиболее эффективным методом в ситуации, требующей снятия психического напряжения, и основана на достижении покоя, освобождения от гнетущей и ненужной информации, что автоматически ведет к расслаблению, «очищению разума» и накоплению энергии.
“Звуковая гимнастика”
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела. Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки в течение 30 секунд:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
2. Стресс вызывает напряжение мышц. Чтобы снять стресс, надо потянуться и сделать несколько наклонов.
Во время стресса все мышцы спазмируются.
Чтобы снять спазм мышц и, как следствие, стресс, надо потянуться и сделать
несколько наклонов медленно, постепенно. Растянуть мышцы стоя. Вращаем плечами Физические нагрузки снимают стресс. Всё очень просто, во время физических нагрузок вырабатываются эндорфины.
3. Чтобы снять стресс, надо сделать массаж воротниковой зоны.
С помощью массажа можно расслабить мышцы воротниковой зоны, заблокировать
симпатическую нервную систему, активировать парасимпатическую и, как следствие,
снять стресс.
Упражнение «Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно
контролировать осанку и чувство уверенности в себе.
Необходимое время: 3 сек.
Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
Все эти упражнения снижают уровень тревожности.
И в завершении нашей сегодняшней встречи я хочу предложить вам послушать притчу.
Притча «О бабочке»
Цель: рефлексия.
Основная мысль: каждый человек – хозяин своей судьбы.
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость.
И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся».
Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
(каждый человек – хозяин своей жизни)
Проблемы возникают у всех, вопрос лишь в том, как к ним относиться.