Людмила Петрова
Развитие индивидуальных возможностей детей посредством интегрированных форм воспитания и обучения (от 4 до 5)
▼ Скачать + Заказать документы
РМО воспитателей разновозрастных групп с приглашением молодых специалистов.
Круглый стол.
Тема: Развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих и индивидуальных возможностей через интегрированные формы построения образовательного процесса.
Сообщение.
Тема: «Развитие индивидуальных
Темочки:
возможностей детей через интегрированные формы воспитания и обучения (от 4 до 5 лет)»
МАДОУ «Детский сад
№23 «Ромашка»
Зарайского района
Московской области
Воспитатель : Петрова
Людмила Константиновна
Декабрь 2015 год.
Сообщение.
Тема: «Развитие индивидуальных возможностей детей через интегрированные формы воспитания и обучения (от 4 до 5 лет)»
План.
1. Введение
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
3. Интегрированный подход
4. Мой опыт
5. Заключение
6. Список литературы.
Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема моего сообщения «Развитие индивидуальных возможностей детей через интегрированные формы воспитания и обучения»
.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В. А. Сухомлинский
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В настоящее время специалисты, работающие с детьми, и родители всё чаще сталкиваются с трудностями адаптации детей к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребёнок всё чаще встречается с ситуациями, имеющими явный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации. Поэтому очень важно помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, научить преодолевать сложные ситуации, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить своё психическое здоровье.
Традиционно используемые образовательные программы не позволяют реализовать в полной мере индивидуальную и личностно-ориентированную модель образования, тем самым развитие ребенка часто отстает от его возможностей.
Разработка и внедрение новых педагогических идей и технологий не могут быть осуществлены без построения нового типа образовательного учреждения.
«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сохранение здоровья ребёнка;
развитие базовых качеств личности;
построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Разработчики стандарта делают акцент на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка это как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью. Социализация в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.
Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях:
• социально коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Все эти области направлены на развитие личности ребенка.
Наше ДОУ является муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением и работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-синтез, 2014.
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка. Что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Мы выбрали её для себя, прежде всего потому, что она ориентирована на целостное развитие ребёнка, которое понимается авторами программы, как единство индивидуальных способностей, личностных качеств. Отличительной особенностью является направленность программы на творческий характер её применения педагогом. Поэтому, адаптируя программу под себя, разработали комплекс интегрированных занятий, направленных на познавательное, художественное и эстетическое развитие личности дошкольника, а также которые дают возможность сократить количество занятий, освободить время для самостоятельной и игровой деятельности, увеличить время, отведённое для прогулок.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.
Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.
В первую очередь, в своих занятиях стараемся раскрыть задачи по развитию воображения. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, научить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.
Определяя задачи по развитию мышления, особое внимание уделяется формированию качеств мышления, которые развивают способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации.
Формирование качеств творческой личности невозможно без развития способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, влиять на них, располагать их к себе, что возможно только при достаточно сформированных навыках культуры общения, поведения, чувств.
Задачи по формированию культуры общения, поведения и этических представлений дошкольников включают: развитие умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
С детьми проводились интегрированные занятия по следующим блокам: растения; мир насекомых; дикие животные; дымковская игрушка; свойства жидкостей: вода; сказки; домашние животные; времена года: осень.
Результат детской деятельности (рисунок, аппликация, лепка, опыт) в условиях осуществления данного направления в развитии ребёнка, как правило, получается выразительным, оставляет сильные впечатления в душе ребёнка и взрослого. Анализируя детскую продукцию, следует позаботиться о том, чтобы ребёнок смог увидеть и пережить изображённое, оценить состояние, настроение, определить соотношение главных и второстепенных предметов.
Ребёнок раскрывается в речи, описывая содержание рисунка, лепки, аппликации или проведенного опыта. Важно «зажечь» его, пробудить воображение, фантазию, интерес к придумыванию обстоятельств жизни образа. Отталкиваясь от увиденного в своей работе, он способен не только описать реально изображённые факты жизни, но определить состояние, настроение, действия, мотивы поведения образа в прошлом и прогнозировать предполагаемые события, поведение в будущем.
Кроме этого, анализ продукции ребёнка может помочь определить уровень умственного потенциала, развития психических процессов, темперамента, качеств личности дошкольника, выявить проблемы семейного воспитания.
Результат изобразительной деятельности оказывает эмоциональное воздействие на чувства, душу ребёнка. Сам материал, его многоцветие, выразительность средств даёт удовлетворение и вызывает чувство радостной приподнятости и удовольствия. Ребёнок любит сою работу, гордится ею и ждёт положительной оценки.
Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, регулярно организуем выставки детских работ. Проводили консультацию, на которой показывали и рассказывали родителям, как можно совместить различную деятельность.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития интегрированного обучения у детей дошкольного возраста показало ее актуальность на современном этапе развития общества.
Анализ источников по проблеме позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми интегрированных занятий как наиболее эффективных в решении данной задачи. Выявление различных подходов к проблеме развития у детей дошкольного возраста познавательных способностей показало, что оно возможно только при условии систематической работы в данном направлении.
Список литературы.
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" 2013 г.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Вераксы Н. Е. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». – М. Мозаика-Синтез, 2014.
4. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ «Сфера» М. 2008
5. Интернет- источник.