Юлия Тимофеева
Способные дети: от рождения или в процессе развития?.
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение
Способные дети от рождения или в процессе развития?.
Подготовила: педагог-психолог Тимофеева Ю. А.
Образование развивает способности, но не создает их. (Вольтер)
Что же такое способности? Мы часто пользуемся этим словом, и оно кажется нам настолько понятным и обыденным, что вопрос о его значении может вы звать удивление. «Что же здесь объяснять? Это то,что обеспечивает успех в деле. И люди в этом не равны. Есть талантливые, даже гениальные». (Н. К. Крупская). Действительно, способности имеют отношение к успешному выпо лнению какой-либо деятельности. Только способности не сводятся к тем на выкам или умениям, которые уже имеются у данного человека. Способности облегчают овладеванию знаниями и умениями, ускоряют этот процесс.
Публикация «Способные дети: от рождения или в процессе развития?,» размещена в разделах
Способными называют детей, которые внешне легче других справляются с заданиями,могут достигать выдающихся результатов в учебе, спорте, музы ке, и других областях. Ранее считалось, что это дар, основанный на генетиче ской предрасположенности (если уродился талантливым, значит, раскроется но уж если нет, то ни о каком выявлении способностей ребенка не может бы ть и речи). Исследователи считают, что исходные природные различия меж ду людьми заключаются не в готовых способностях, а в задатках. Задатки оч ень многозначительны и могут развиваться в различных направлениях. Они лишь предпосылка развития способностей, между задатками и способностя ми очень длинная дистанция – весь путь развития личности. Большое значе ние придается деятельности, благодаря которой природные задатки могут превратиться в способности. Ребенок с богатыми интеллектуальными зада тками может родиться в любой семье, в которой родители обладают полно ценным здоровьем, и не зависимо от их культурного уровня. А вот то в какой мере задатки будут реализованы, какого уровня способности будут сформи рованы на их базе, это уже зависит от культурно-педагогических факторов. Среди факторов культурно-воспитательной среды особо подчеркивается ро ль родителей: «Родители – важнейший элемент в системе воспитания одаре нности у детей. Однако сила у родителей не столько в том, что они дают ребе нку еще до рождения (гены, сколько в том, что они способны ему дать после рождения». Родители с восторгом встречают каждое проявление «творчес тва» ребенка. Младенец затихает при звуках песен, различает мелодии, по разному реагирует на них. И у любящих пап и мам сразу же возникает предположение: «У него, наверное, музыкальные способности». Ребенок начинает увлекаться строительством, родители ломают голову: «Может мы ошиблись в его музыкальных наклонностях, у него способности к архитекту ре?». Но и это увлечение проходит. Ребенок «переключается» на рисование, лепку; такая быстрая смена интересов,присущая большинству детей, приво дит малоопытных родителей в недоумение. А потом им вообще надоедает следить за проявлением способностей своих детей.
Почему же так трудно определить способности ребенка? Способности не да ются в готовом виде от рождения, а развиваются в единстве со знаниями, в процессе развития ребенка, становления личности. В дошкольные годы раз витие ребенка еще не закончено, его жизненный опыт невелик. Только в шко ле он получит систематические знания об окружающем мире и в полной ме ре приобщится к культуре. По мере приобретения знаний его интересы и ск лонности становятся более устойчивыми. Именно в школьные годы у ребен ка чаще всего обнаруживаются те или иные способности.
Развитие и воспитание способностей ребенка-очень ответственное и слож ное дело,осуществить его можно только при внимательном отношении к детям, только зная их потребности, интересы, увлечения. Есть распростране нное убеждение, что способные дети – большая редкость, заполучить их меч тает каждая школа, вуз. Однако исследования показывают, что не все способ ности раскрываются у малышей вовремя, и если целенаправленной работы по их развитию не проводится, то они так и остаются нераскрытыми. Исклю чительно важное значение для развития способностей имеют работоспосо бность и трудолюбие. Эти качества – непременное условие выработки любой способности. А. М. Горький утверждал, что своим успехом он обязан прежде всего умению работать.
Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, поощрять его твор чество. Поддерживать всякое полезное начинание, особенно, если в нем про явилась смекалка. Только при общем гармоническом развитии ребенка мож но выявить задатки, склонности, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности. Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что дети способные не от рождения, а в процессе развития.