Наталия Киселёва
Работа с родителями по воспитанию навыков безопасного поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуации, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Детскому саду и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии.
Публикация «Работа с родителями по воспитанию навыков безопасного поведения у дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это – одно из важнейших направлений воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев
В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
С целью изучения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном образовательном учреждении провожу анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту, безопасности на дорогах и других ситуациях.
Несколько вопросов из анкеты:
- Считаете ли вы, что родители служат главным примером для ребенка по формированию основ безопасного поведения
А. Да
Б. Нет
В. Не знаю
- Обсуждаете ли Вы с ребенком правила дорожного движения и последствия их нарушения
А. Да
Б. Нет
В. Трудно сказать
- Объясняете ли Вы ребенку правила поведения с незнакомыми людьми?
А. Да
Б. Нет
В. Ещё не время
- Разрешаете ли Вы ребенку общаться с незнакомыми животными на улице?
А. Да
Б. Нет
Также провожу опрос по выявлению информированности родителей, об опыте своего ребенка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи:
- Объясняете ли Вы ребенку правила осторожного обращения с лекарствами
А. Да
Б. Нет
- Что беспокоит Вас в связи с безопасностью ребенка в быту (дома)
А. Может открыть дверь посторонним
Б. Пользуется газом
В. Пользуется электроприборами
Г. Длительный просмотр телепередач и игра в планшетах
Анализ анкет показал о необходимости повышения образовательного уровня родителей по данной проблеме через использование разнообразных форм совместной работы ДОУ и семьи.
Для решения данных проблем мною была поставлена цель работы с родителями, направленная на создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста. Свою работу планировала осуществить через решение следующих задач:
- с помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;
- установить с родителями доброжелательные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество;
- активизировать пропагандскую деятельность среди родителей ДОУ по формированию основ правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.
-выработать систему воспитательно – образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения.
С этой целью стала внедрять в образовательный процесс активные формы работы с родителями и их виды.
Формы и виды работы с семьей.
1. Традиционные:
- беседы;
- анкетирование;
- родительские собрания.
2. Просветительские:
- папки – передвижки;
- консультации;
- выпуск буклетов;
- выставки рисунков;
- мероприятия с привлечением сотрудников МЧС;
- показ открытых мероприятий;
- памятки для родителей;
- видеофильмы;
- совместное пополнение предметно – развивающей среды.
3. Нетрадиционные:
- электронные носители;
- мини – собрания (по интересам)
- индивидуальный безопасный маршрут;
- общение с родителями с помощью соцсетей;
- мастер – класс;
- проекты.
Традиционная форма работы с родителями :
Родительские собрания провожу не в обычной форме. С целью активизации и заинтересованности родительской общественности, я включаю активизирующие игры, в процессе которых родители включаются в обсуждения, также предлагаю различные ситуации, в которых они пытаются проанализировать и найти приемлемое решение.
Например: родительское собрание на тему : «Безопасность ребенка».
Активизирующая игра «Слепой и поводырь»
Родители разбиваются на пары по собственному желанию. Определяются, кто из них будет играть роль первого номера, а кто – второго.
- Первый номер играет роль Слепого.
- Второй – Поводыря.
Задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли (поводырь ведёт слепого).
Определяется маршрут, даются указания о направлении движения.
Вопросы:
- Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх или спокойствие, потому что был уверен в поводыре)
- Какие чувства испытывали поводыри? (Ответственность, тревогу за партнёра)
- Как вы думаете, а в отношениях РОДИТЕЛЬ – РЕБЁНОК кто какую роль выполняет? (РЕБЁНОК – это слепой, а РОДИТЕЛЬ – поводырь.)
Совершенно верно, вы заботитесь и беспокоитесь о своих детях, стараетесь за них определить их дальнейшие шаги. Не проще ли научить своего ребёнка навыкам безопасного поведения? И начинать это надо уже в дошкольном возрасте.
Вопросы:
- Какие опасности могут подстерегать ребёнка?
- Что больше всего может беспокоить родителя ребёнка данного возраста?
(Ответы родителей.)
Мы определили ряд опасностей, и я предлагаю их обсудить.
· Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами.
· Безопасность ребёнка на улице.
· Безопасность ребёнка на природе.
· Контакты с животными.
· Ребёнок дома.
· Огонь, газ, ток.
Задание для родителей «Вспомни сказку».
Родителям предлагается вспомнить сказки, литературные произведения, которые помогают научить детей безопасному поведению.
Кроссворд «Безопасность».
А теперь давайте с вами вместе решим кроссворд, в котором вы сможете определить элементарные опасности, подстерегающие детей.
Игра «Чрезвычайная ситуация»
Показываю родителям красную косыночку – «огонь» и предлагаю самостоятельно найти выход из ситуации: найти запасной выход, по какой лестнице проводить детей, какие меры будут применять.
Игра «Волшебный платок».
Для этой игры прошу младшего воспитателя позвать детей.
Под музыку танцуют и родители, и дети. Как музыка закончилась – все присаживаются на корточки и закрывают глаза. В это время ведущий накрывает одного ребёнка платком и потом просит всех открыть глаза и угадать, кого нет. В конце игры платком накрывается «волшебная коробочка» с угощением для детей и памятками о мероприятии для родителей.
Просветительская работа с родителями :
В работе с родителями активно использую :
- стенды для размещения информации различной направленности;
- папки – передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту;
- консультации для родителей на тему «Пример родителей, как фактор успешного воспитания у детей безопасного поведения на улице», «Ребенок при пожаре», «Что делать с незнакомцем» и. д. ;
-выпускаю буклеты, которые помогают родителям узнать о правилах безопасности;
- провожу мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС.
В связи с эпидемиологической ситуацией.
Родители совместно с детьми ездят на экскурсию в пожарную часть, возвращаясь обогащенные новыми впечатлениями о профессии и труде пожарных. Приносят в детский сад совместные рисунки.
На декабрь месяц запланировала мероприятие с привлечением сотрудника МЧС;
С каждым из родителей провожу индивидуальную беседу по вопросам участия в совместных мероприятиях. Родители часто говорят, что не смогут, очень сложно. Но, стоит появиться первым работам, которые специально вывешиваю в доступном месте для детей и родителей, как тут, же за ними появляются все остальные (детские рисунки совместно с родителями)
Нетрадиционные формы работы :
Активно использую электронные носители с информацией для родителей по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности. Туда помещаю как теоретический материал, так и практический для ознакомления и использования в домашних условиях: в виде консультаций, рекомендаций, мультфильмов, дидактических игр, кроссвордов. С родителями создана группа в WhatsAppе, в которую я систематически отправляю информацию по воспитанию навыков безопасного поведения у дошкольников. Подготовленный материал активно использую в работе с родителями при проведении : недели безопасности, декад, месячников. Полученные знания родителями еще использую в решении проблемных ситуаций, что дает более эффективное и качественное повышение уровня знаний в области безопасности. Особенно такой вариант активизирует и обогащает знания малоактивных родителей.
Одной из интересных форм работы является : выполнение совместного домашнего задания родителей с детьми по разработке безопасного маршрута, в котором указан правильный безопасный путь от детского сада к дому. В результате такой работы в нашей группе разработан маршрут на каждого воспитанника.
Детскому саду и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения. С этой целью проводим комплексные мероприятия для всех участников воспитательно – образовательного процесса, направленные на формирование основ экологического сознания, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с животными, безопасного поведения на улице.
В нашем саду проходит тематическая неделя в форме проекта «Неделя безопасности в детском саду». Родителей заранее информирую и привлекаю к активному участию.
Они оказывают помощь в пополнении предметно – развивающей среды новыми дидактическими играми, пособиями, книгами.
Участвуют в совместных с детьми мероприятиях, например: в конкурсе «Дорога глазами детей».
Таким образом. Установила с родителями доброжелательные отношения; с помощью разнообразных методов и приемов повысила родительскую компетентность; выработала систему воспитательно – образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников.