Папки-передвижки

Использование проектного метода в интеллектуальном развитии дошкольников

Ирина Гаврилова Купцова
Использование проектного метода в интеллектуальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проектного метода для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а также возможностью его внедрения в процесс интеллектуального развития дошкольников, в ходе которого наряду с освоением дошкольниками базовых знаний и ключевых компетенций происходит многостороннее развитие растущей личности.

Темочки:

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности, как ответ на потерю детьми интереса к познанию мира. Метод проектов – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям, дает новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад». Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранились бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Метод проектов предоставляет ребятам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Воспитателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Метод проектов развивает познавательные навыки детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Задачей педагога в современном обществе является не столько научить, сколько дать нужное направление творческому мышлению ребенка, стимулировать интеллектуальное развитие, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы.

Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления. Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта. При разработке и реализации проектного метода педагоги дошкольного учреждения используют метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей, методы обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации. Метод проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника.

Проекты используются в том случае, когда в образовательном процессе возникает какая-либо исследовательская задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог использует подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста предоставляет больше самостоятельности.

Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, трудовая, коммуникативная и т. д. На этапе разработки содержания непрерывной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя и детей. Современный выпускник дошкольного учреждения должен не только хорошо владеть знаниями, умениями, навыками в рамках образовательной программы, но и ориентироваться в образовательных ситуациях. Для этого педагоги должны научить его уметь находить пути решения возникающих вопросов, искать информацию, выбирать варианты действий. Именно применение метода проектов помогает развивать в детях способность : к осмыслению своей деятельности; к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации; к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; делать выбор и принимать решения пусть еще простые.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Но есть определенные условия осуществления проектного метода в дошкольном учреждении : результаты проектов должны быть реальными, т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Классификация учебных проектов :

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные»- направленны на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные»- при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные» - нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов :

По доминирующему методу :

- исследовательские,

- информационные,

- творческие,

- игровые,

- приключенческие,

- практико-ориентированные.

По характеру содержания:

- включают ребенка и его семью,

- ребенка и природу,

- ребенка и рукотворный мир,

- ребенка, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте :

- заказчик,

- эксперт,

- исполнитель,

- участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов:

- осуществляется внутри одной возрастной группы,

- в контакте с другой возрастной группой,

- внутри ДОУ,

- в контакте с семьей,

- учреждениями культуры,

- общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников:

- индивидуальный,

- парный,

- групповой,

- фронтальный.

По продолжительности:

- краткосрочный,

- средней продолжительности,

- долгосрочный.

Педагоги используют различные методы в процессе работы над проектами : беседы, наблюдения, опыты, которые проводились в совместной и самостоятельной деятельности. Но без дополнительной информации дети не смогут справиться с поставленными задачами. Источниками информации для дошкольников наблюдения, информационно коммуникационные технологии, энциклопедии, воспитатель, родители. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели. Запланированная работа над проектом нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьируются в зависимости от целей и задач проекта. Основным принципом в работе с воспитанниками является дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.

Вывод: таким образом, использование проектной деятельности в интеллектуальном развитии дошкольников в воспитательно-образовательном процессе современных дошкольных учреждений становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед педагогом.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Конспект ООД с использованием проектного метода «Незнайка на необитаемом острове» Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, младший воспитатель Сроки: краткосрочный проект Проблема: спасти Незнайку, попавшего.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Часто руки знают, как распутать то, над чем.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование проектного метода в интеллектуальном развитии дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2021 в 19:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование проектного метода в интеллектуальном развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гаврилова Купцова (УИ 240040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД