Татьяна Пихтерева
Опыт работы «Пальчиковая гимнастика как вид деятельности, способствующий музыкальному развитию ребенка»
Уже несколько лет музыкальные руководители нашего детского сада пользуются программой по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой. Для этой программы характерны гибкость, открытость, информационная оснащенность. Сборники конспектов «Праздник каждый день» рассчитаны на целый год для каждой возрастной группы. Принцип построения занятий – традиционный, но с введением необычных игровых моментов, сюрпризов, которые так нравятся детям. Каждое занятие включает в себя следующие разделы: музыкально-ритмические движения, развитие чувства ритма, пение, слушание музыки, игры, пляски, а также пальчиковую гимнастику.
Публикация «Опыт работы „Пальчиковая гимнастика как вид деятельности, способствующий музыкальному развитию ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Опыт работы, практика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Пальчиковая гимнастика играет большую роль в общем развитии ребенка. Это, прежде всего, развитие речи, артикуляционного аппарата, внимания, памяти. Вместе с тем, это тренировка и укрепление мелких мышц кисти руки, которая способствует более легкому освоению приемов рисования, письма, игры на музыкальных инструментах. Выполняя упражнения для пальчиков, дети разучивают и запоминают забавные стихи, прибаутки, учатся рассказывать их выразительно, эмоционально. Развивается чувство ритма, формируется понятие звуковысотности, интонационной выразительности, умение владеть своим голосом. Эффективно применяя элементы игровой, здоровьесберегающей, личностно-ориентированной технологий, можно успешно решать задачи по развитию ручного праксиса, силы и ловкости движений кистей рук и пальцев рук, нормализации двигательных функций и речи. Это позволяет совершенствовать согласованность выполнения движений пальцев рук с речью и развивать произвольное регулирование мышечного тонуса кистей и пальцев рук.
Программа «Ладушки» позволяет варьировать репертуар и включать другие произведения с учетом возрастных особенностей детей. В качестве дополнения и расширения я разработала и оформила сборник дидактического материала «Пальчики играют, дети подрастают». В сборник дидактического материала вошли пальчиковые гимнастики для воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста.
Смысловое содержание стихотворного текста пальчиковых гимнастик несет в себе воспитательный аспект, прививая нравственные и социокульрурные качества, создает положительный эмоциональный настрой, формируя желание участвовать в деятельности.