Надежда Назаренко
Сообщение о сенсорной комнате. Упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная обстановка, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности. Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание в ней способствует:
Публикация «Сообщение о сенсорной комнате, Упражнения» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• Улучшению эмоционального состояния
• Снижению беспокойства и агрессивности
• Нормализации нервного возбуждения и тревожности
• Нормализации сна
• Активизации мозговой деятельности
• Ускорению восстановительных процессов после заболеваний
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
• Активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют, поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.
• Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, сухой бассейн, фонотека релаксационной музыки. В этом блоке можно выделить мягкую среду, звуковую, тактильную среду.
Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.
Для релаксации так и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всего тела с шариками, наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.
Релаксация (от лат. – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием мышечного напряжения.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. В состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение и наоборот. Во время глубокой стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндорфины, поднимающие настроение.
Эффекту релаксации способствуют специально подобранная спокойная музыка, которая является звуковой средой.
Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В нее входят сенсорная тропа для ног, массажные мячи. Как известно массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка. Он укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ. Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные возможности ребенка, стимулирует развитие умственных способностей.
Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент терапии и повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья.
Сенсорная комната дает возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить мир их восприятий. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор, и восприятие становится более активным.
Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели, и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.
Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия. Данная методика является базовой, задающей общие ориентиры в развитии детей и открывает простор для вариативных и специальных образовательных планов.
Основными целями занятий в сенсорной комнате являются : стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, психоэмоциональная разгрузка, создание положительного эмоционального фона, мотивация на психологическую работу, развитие психических и познавательных процессов
Задачи занятий с использованием сенсорного оборудования :
- стимуляция всех сенсорных процессов;
- активация различных функций центральной нервной системы;
- создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- стимуляция, развитие и коррекция тактильных и познавательных процессов;
- побуждение интереса к исследовательской деятельности;
- развитие когнитивных процессов и пространственно-следственных отношений;
- развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата;
-развитие координации движения в пространстве;
- понимание понятия об устойчивости;
- развитие объемно-пространственного и ассоциативного мышления;
- повышение мотивации на психологическую работу и лечебные процедуры;
Особенности и принципы работы в сенсорной комнате :
В сенсорной комнате ребенок или взрослый, погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности, вовлекаясь в игру с помощью сказки, участвуя в коллективных играх или занимаясь самостоятельно. Как правило, сначала требуется участие взрослых, но затем ребенок может заниматься уже индивидуально. Таким образом, естественно выполняется ряд задач, которые постепенно усложняются.
Главная особенность сенсорной комнаты - то, что в ней удалось объединить один из основных принципов обучения и развития - от простого к сложному. Большинство элементов сенсорной комнаты и развивающих игр, не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и взрослым составлять новые варианты, придумывать новые образы и даже новые игры, заниматься творческой деятельностью. Осуществляя решение практически, у детей развивается умение брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно. Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества.
Cветовые элементы, которые являются незаменимой частью сенсорной комнаты, создают иллюзию известных в природе явлений : дождь, гроза, снег, звездное небо, воздушные пузырьки и т. д. Это дает возможность самостоятельно создавать обычные и необычные образы, ведет к развитию творческих способностей. Занятия в сенсорной комнате способствуют развитию воображения, пространственно-следственных отношений, психологическому и физическому расслаблению. Повышается концентрация внимания, улучшается память, стимулируются все сенсорные процессы. Невероятное и незабываемое расслабление как физическое, так и психологическое, остается на длительное время, после пребывания в комнате с таким световым оборудованием.
Спокойная, красивая музыка и необычные звуки, используемые на занятиях в сенсорной комнате, обладают терапевтическим эффектом, это обуславливается не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и как доказывают последние исследования, биорезонансной сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма.
Каждая игра, элемент сенсорной комнаты - это набор задач, задачи предлагаются в различной форме: в виде модели, конструктора, геометрических фигур или специальных деталей, материалов, фиброоптических нитей, письменной или устной инструкции. Уровней сложности несколько: от простых, до сложных, поэтому игры могут использоваться и быть интересными, в течение многих лет, исходя из уровня развития, характеристики заболевания и возраста человека. А постепенное возрастание трудности задач позволяет повышать заинтересованность, совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать способности, преодолевать трудности связанные со здоровьем и просто получать удовольствие и расслабление.
Упражнения для занятий в сенсорной комнате :
«Трубка с пузырьками»
Упражнение «Поймай взглядом»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).
Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.
Упражнение «Посчитаем пузырьки»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем».
Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.
Упражнения «Верх-низ»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации; совершенствование ориентировки в пространстве (низ-верх).
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, куда поплыла эта красная рыбка?»
Дети определяют расположение рыбок (верх-низ).
«Сухой душ»
Упражнение «Сжимаем в кулачке»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на волокна сухого душа, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке».
Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке.
При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.
Упражнение «Наматывание»
Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на пальцы и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик».
Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т. д.
Педагог постоянно комментирует свои действия.
Упражнение «Заплетем косу»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на волокна сухого душа, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, сплетая их и говоря: «Так как волокна мягкие, они гнуться. Давайте сплетем из них косичку».
По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон.
Упражнение «Узелки»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на волокна сухого душа, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, завязывая узелки и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнуться. Давайте завяжем из них узелки».
По образцу, предложенному педагогом, дети завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается из нескольких волокон.
«Набор геометрических фигур»
Упражнение «Найди пару»
Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем сличения; развитие слухового внимания.
Ход упражнения
Педагог предлагает детям набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета. Каждому ребенку выдается образец, к которому он должен найти пару.
При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество геометрических фигур.
Упражнение «Группировка»
Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их сличения.
Ход упражнения
Детям предлагается набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета.
Педагог предлагает детям сгруппировать одинаковые предметы: по форме, величине, цвету.
Упражнение «Разложи по порядку»
Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их сличения; развитие слухового внимания, зрительной памяти.
Ход упражнения
Педагог предъявляет детям предметы, расположенные в определенном порядке, не анализируя их. Дети должны разложить предметы в том же порядке.
При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.
Упражнение «Построим башенку»
Цель: совершенствование умения детей упорядочивать объекты по цвету и форме, действуя самостоятельно по образцу.
Ход упражнения
Используя набор из геометрических фигур разного цвета, формы и величины, педагог предлагает детям построить красивые башенки по образцу (зеленый кубик и оранжевый треугольник и т. д.) и проанализировать детали постройки.
Взрослый раздает детям несколько предметов разной формы, и они выполняют задание по образцу самостоятельно.
При необходимости педагог оказывает детям помощь, напоминая о том, в каком порядке должны следовать предметы.
При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.
Упражнение «Какого цвета предмет?»
Цели: обучение умению называть цвета предметов, выделяя заданный цвет из нескольких разноцветных объектов; формирование умения сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него.
Ход упражнения
Педагог сообщает детям о том, что им предстоит называть цвета предметов, которые будут им предъявлены. После этого взрослый снимает салфетку с предметов, просит детей рассмотреть их, а затем задает вопросы, например: «Какого цвета шар?», «Какого цвета треугольник?» и т. д.
Упражнение продолжается до тех пор, пока не будут названы цвета всех предметов.
В завершение упражнения педагог может предложить детям ответить на следующие вопросы: «Какие предметы красного цвета?», «Какие предметы желтого цвета?» и т. д.
Упражнение «Какой формы предмет»?
Цель: обучение умению называть заданную форму предметов, выделяя ее из нескольких объектов; формирование умения сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него; развитие речевой активности.
Ход упражнения
Педагог сообщает детям о том, что им предстоит называть форму предметов, которые будут им предъявлены. После этого взрослый снимает салфетку с предметов, просит детей рассмотреть их, а затем задает вопросы, например: «Какой формы зеленый предмет?», «Какой формы красный предмет?» и т. д. Упражнение продолжается до тех пор, пока не будут названы формы каждого предмета.
Упражнение «Узнай предмет»
Цели: обучение умению запоминать название цвета, формы, величины предметов после кратковременной экспозиции, удерживать их в памяти определенное время; формирование умения сосредотачиваться на цели.
Ход упражнения
Педагог сообщает детям о том, что им предстоит запомнить цвет, форму, величину предметов, которые им будут предъявлены на короткое время.
После этого взрослый снимает салфетку с 2 предметов на 30 секунд, затем вновь накрывает их и просит детей по памяти назвать, например: цвет треугольника; форму красного предмета; величину треугольника.
При повторении упражнения педагог : а) заменяет предметы; б) увеличивает количество предметов.