Владимирова Оксана
ТРИЗ-упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Где признак
Цель: найти как можно больше встречающихся значений имен признаков объекта в тексте, развитие внимания и наблюдательности, слуховой памяти.
Ход игрового упражнения:
Воспитатель читает предложения из текста. Ребята должны назвать слова, обозначающие тот или иной признак объекта, который встречается в этом предложении.
Пример: «…Берега (часть) рекибыли очень красивы. Повсюду виднелись (действие) чудеснейшие цветы, высокие (размер, раскидистые деревья, луга (место, на которых паслись (действие)овцы и коровы. Но нигде не было видно, ни одной человеческой души…»
Дети: Берега – это части реки
Темочки:
Виднелись – действие
Деревья по размеру – высокие, и т. д.
Новый год
Перед Новым Годом в детском саду нарядили красивую пушистую ёлочку. Дети сами вешали на неё разные игрушки, шары, шишки, гирлянды и флажки. А мальчик Саша надел на макушку ёлки красную звезду. Дети с нетерпением ждали Деда Мороза и дружно кричали: «Дед Мороз!». Дед Мороз пришел к детишкам с большим мешком подарков. Подарков хватило всем.
Полевые цветы
Был жаркий летний день. Солнце светило ярко. Небо было голубое. Три девочки Катя, Марина и Юля собирали в поле цветы. Они набрали по букету разных цветов: ромашки, васильки, одуванчики. А потом сплели из полевых цветов красивые венки на голову.
В зоопарке
Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львёнком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.
Волшебники рядом с нами
Цель: актуализировать знания о волшебниках, развивать внимание и наблюдательность, слуховую память.
Ход игрового упражнения:
Воспитатель читает отрывок из произведения, ребята называют волшебников, которые «поработали» в этой сказке.
Пример: «Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, - поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда…» - волшебник «могутолько замораживать».
«За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек…» - волшебник «увеличения» и волшебник «оживления».
«Но на ЭТОМ пузырьке не было надписи "Яд", и Алиса отважилась попробовать его содержимое. Оно было очень вкусное (еще бы, ведь у него был смешанный вкус вишневого торта, заварного крема, ананаса, жареной индейки, ириски и хлеба с маслом) и очень скоро закончилось.
- Какое интересное ощущение! - сказала Алиса. - Кажется, я складываюсь как подзорная труба.
Так оно и было - она стала всего десяти дюймов ростом, и ее лицо расцвело от мысли, что теперь она сможет пройти через маленькую дверь в прекрасный сад» - волшебники «могу все» и «уменьшения»
«Она принялась за работу и очень скоро прикончила пирожные.
- Странноватее! Странноватее!- закричала Алиса (она была так удивлена, что на секунду совершенно забыла как правильно говорить по-английски, - сейчас я раскроюсь как самый большой в мире телескоп! Прощайте, мои ножки (это потому что она посмотрела вниз себе на ноги, которые уже скрылись за линией горизонта)» - волшебник «уменьшения»
Тетушка Рифма
Цель: отрабатывать навык составлять стихотворение на основе сочинения лимериков. Активизировать речь детей за счет рифмующихся слов.
Материал: схема составления лимерики, копилка рифмующихся слов.
Жил (а)-был (а) Имя
признака 1 Объект 1
И был (а) Действие Имя
признака 2 Объект 3
Делал (а)
то-то Встретил (а)
кого-то
Взаимо-действовал (а)
Получился результат
Ход игрового упражнения:
Сначала дети подбираются рифмующиеся слова. Выбирается объект, про который будет сочиняться стихотворение. Затем выбираются признаки объектов, по которым они будут характеризоваться. По схеме составляется лимерика и короткое стихотворение.
Примеры:
Жила-была большая снежинка,
И была она холодная, как льдинка,
По свету летала и кружилась,
Всех заморозить торопилась,
Вот такая опасная снежинка!
Жили-были черные птицы,
И летали они треугольной вереницей,
Иногда они разлетались,
Друг с другом игрались,
Вот такие дружные птицы!
Жила-была голубоглазая девочка,
И была она быстрая как пушистая белочка,
По тропинкам прыгала, скакала,
Звонко с мячиком играла,
Вот такая веселая девочка!
Примечание: Объекты и их характеристики подбираются в соответствии с общей темой занятия.