Валерия Берняева
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста
Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка. Современная педагогика, встав на путь гуманизации воспитания и образования, борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия, вместе с этими идеалами важно возвращение истинного понимания мужественности и женственности, ценности личного счастья, семейной жизни.
Публикация «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретёт все необходимые качества женственности, было бы серьёзным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.
Полоролевое воспитание – это комплекс воспитательных воздействий на ребенка, направленных на овладение культурой взаимоотношения полов и адекватной полу модели поведения. В результате его осуществления дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой – доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
Цель полоролевого воспитания заключается в том, чтобы подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребёнка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские; осваивающего способ полоролевого взаимодействия, в диалоге со взрослым овладевающего смыслом полоролевого поведения, саморегуляцией полоролевой деятельности.
Первичная полоролевая социализация, т. е. обучение ребёнка поведению, соответствующему полу, начинается с рождения. Уже при рождении родители по-разному относятся к девочкам и мальчикам. Ролевая дифференциация пола начинается, когда новорождённому дают имя, выбирают одежду определённого цвета, причёску, игрушки и разного вида развлечения, в которых он будет участвовать. Этим родители стараются чётко указать пол ребёнка, как окружающим, так и самому малышу, который ещё не способен различать модели обоих полов.
В период раннего и дошкольного детства у малышей, независимо от места их проживания, формируется полоролевая социализация. К двум годам ребёнок узнаёт, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик.
В три года дети знают, что девочкам следует вести себя не так, как мальчикам. Но некоторые малыши не могут чётко «определиться» со своим полом. И если музыкальный руководитель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно поднимутся несколько девочек, а наоборот. Становление полоролевой социализации у мальчиков происходит в более трудных условиях, чем у девочек. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребёнок лишён возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.
С четырёх до семи лет формируется полоролевая константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребёнка.
От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твёрдость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. предпосылки будущих женственности или мужественности.
Если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы, а именно этот возраст многие исследователи определяют начальным этапом половой социализации, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в конкретном обществе.
Ориентация ребёнка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Образцы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребёнка, прежде всего через непосредственные проявления старшего поколения мужчин и женщин. В первую очередь он обнаруживает различия мужчин и женщин в их одежде и манере себя вести. Постепенно типичное поведение мужчин и женщин запечатлевается ребёнком. Ребё нок подражает всему: как полезным формам поведения, которые представляют человека с лучшей стороны, так и негативному стереотипному поведению взрослых, являющемуся вредной социальной привычкой (брань, курение).
В тоже время, нельзя забывать, что сегодняшние дети уже не те, какими были 20 лет назад их сверстники. Всё чаще мы видим девочек с мужской моделью поведения и мальчиков – с женской. И это можно объяснить, - сегодня уже нет такого чёткого распределения обязанностей на женские и мужские, как это было раньше.
Родители чаще задумываются о том, как складываются отношения их сына или дочери с противоположным полом тогда, когда дети достигают подросткового возраста. А такой благоприятный для развития у мальчиков и девочек умения общаться дошкольный возраст, к сожалению, почти полностью остаётся без педагогического внимания.