Тонкова Елена
Подготовка детей к обучению в «Эффективной начальной школе». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач педагогов ДОО увидеть, спрогнозировать и помочь каждому ребёнку реализовать свой образовательный сценарий. Многие семья мечтают об эффективной траектории развития своего ребенка.
В прошлом году мы вошли в проект, реализуемый в Подмосковье, «Эффективная начальная школа»
Уже в детском саду есть дети, которые активно двигаются вперёд, проявляют свои уникальные способности, потребности и возможности, и имеют свой темп познавательного развития.
Публикация «Подготовка детей к обучению в „Эффективной начальной школе“, Опыт работы» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Таким детям часто бывает скучно в первом классе, т. к. программа 1 класса повторяет то, чему дети уже научились в подготовительной группе д / сада.
«Эффективная начальная школа» даёт возможность таким детям не «топтаться на месте», а двигаться вперед.
Какие же требования предъявляет школа для отбора детей в такие классы?
Главное - ребенок должен быть готов к обучению в школе.
Готовность к школе вообще – это наличие у ребёнка определенных свойств и навыков поведения, а также ряда компетенций, необходимых ему для восприятия, переработки и успешного усвоения знаний.
Готовность к ускоренному обучению в школе включает в себя несколько взаимодополняющих друг друга компонентов:
1. Физическая готовность.
Это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребёнка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, особенно тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Сейчас, к сожалению, нет абсолютно здоровых детей. Поэтому используем разные формы работы, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическому развитию:
- 3 физкультурных занятия в неделю под руководством инструктора по физической культуры,
-ежедневная утренняя зарядка,
-динамические паузы во время проведения занятий,
- психологические этюды;
- корригирующая гимнастика для глаз,
- дыхательная гимнастика;
- ежедневные прогулки;
- закаливание и т. д.
2. Социально-личностная готовность.
Определяется уровнем развития эмоционально волевой сферы ребёнка.
На данном, дошкольном этапе стремимся сформировать принятие ребёнком новой жизненной позиции - я школьник, которая требует от ребёнка выполнения новых правил, распорядка дня. Она выражается в определенном отношении к школе, учителю, к сверстникам, учебной деятельности и самому себе.
Чтобы подготовить ребенка к таким переменам используем беседы, организуем проблемные ситуации, игры-тренинги, просмотр мини фильмов, мультфильмов о школьной жизни, взаимоотношениях со сверстниками и учителем.
Организуем экскурсии в школу и школьную библиотеку и др.
Во всех видах деятельности красной линией проходит формирование у ребенка способности давать адекватную оценку себе.
Учим детей :
-правилам общения,
- умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми,
- умению управлять своим поведением без агрессии,
- считаться с мнением и желанием других,
- умению четко отвечать на поставленный вопрос
3. Психологическая готовность.
Она тесно связана с социально-личностной готовностью.
Определяется уровнем развития мотивации к обучению в школе.
Наша задача сформировать у каждого конкретного ребёнка положительную мотивацию к обучению в школе.
Работа дошкольного учреждения по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
(сидеть за партой, слушать учителя, выполнять задания)
- формирование положительного эмоционального отношения к школе;
(школа – это интересно, новые знания, новые возможности, новые друзья, интересные дела и т. д.)
- формирование опыта учебной деятельности
По просьбе учителя, с детьми, которые уже сейчас успешно проходят подготовку в школе и смогут учиться в данном классе, в группе идет индивидуальная векторная работа :
-пишут в тетради в мелкую клетку,
-пишут ручкой,
-печатают слова,
- списывают с доски,
- выполняют слуховой диктант,
- читают целыми словами,
- считают и выполняют математические действия в пределах 20,
- делаем звуковой анализ слов с детальной характеристикой каждого звука,
- находим ударение в словах,
- разбираем особенности йотированных гласных и др.
Эти задачи решаем в разных видах детской деятельности в тесном контакте с учителем школы и педагогом-психологом.
Осуществляется преемственность детского сада и школы :
-встречи учителей и воспитателей на площадках школы и детского сада.
4. Интеллектуальная готовность.
Она определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и воображения.
Большую работу проводим совместно с педагогом-психологом на занятиях (2 раза в неделю, учителем-логопедом (2 фронтальных занятия в неделю) и индивидуально с каждым ребенком.
В решение поставленных перед коллективом задач для вхождения наших детей в проект «Эффективная начальная школа», вовлечены все педагоги ДОО: старший воспитатель, воспитатель группы. педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель.
Неотъемлемой частью по подготовке детей к обучению в школе является
работа с родителями. Она ведё тся по двум основным направлениям:
1. Повышение уровня педагогической компетенции.
Используем разные формы работы с семьей : родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы, родительские уголки, информационные бюллетени, консультации, индивидуальные беседы и т. д.
2. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада:
всевозможные акции, участие детей в различных праздниках, конкурсах, фестивалях. Это помогает формированию активной жизненной позиции ребёнка, умению общаться с незнакомыми людьми, проходить испытания, соревноваться с лучшими.
Первый опыт показал положительный результат: уже трое детей группы учатся в таком классе в школе № 9, и 2 детей в других школах города.