Получи документы

Сообщение на РМО «Словарная работа над фразеологизмами в средней группе». Из опыта работы

Елена Жмуренко
Сообщение на РМО «Словарная работа над фразеологизмами в средней группе». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

1. Работа над фразеологизмами в ДОУ в средней возрастной группе.

Иносказательные выражения, фразеологические обороты, крылатые слова, пословицы и поговорки дают нам - воспитателям и родителям - в общении с детьми возможность сделать наше речевое взаимодействие ярким, богатым, красноречивым. Фразеологизмы еще называют «красное словцо», «меткое выражение», в котором скрыт глубокий смысл, позволяющий развить ассоциативное, образное мышление у детей, что является одной из ведущих задач в работе с детьми.

Публикация «Сообщение на РМО „Словарная работа над фразеологизмами в средней группе“, Из опыта работы» размещена в разделах

Дошкольникам очень нравятся такие выражения, привлекают внимание к слову в широком смысле, к языку в целом, раскрывая его красоту и богатство; «меткость выражения», скрытая во фразеологическом обороте, вызывает массу эмоций в детях: смех, радость от услышанного слова, удивление, заставляет задуматься.

Иногда мы и сами не замечаем, как часто мы используем в речевом взаимодействии с детьми фразеологизмы: в режимных моментах (при переодевании: «Надел шиворот навыворот», во время прогулки: «Бежишь сломя голову», во время детской игровой деятельности: «Перевернул все вверх дном», «Кричишь во все горло», когда ребенок видит много новых игрушек: «Глаза разбежались», во время принятия пищи говорим: «Когда я ем, я глух и нем», во время наблюдения за медленно движущимся транспортом: «Ползет как улитка» и т. д.) и такое использование фразеологических оборотов возможно, допустимо, правильно в речевом взаимодействии с детьми. Фразеологизм используется в контексте живой речи, становится понятным ребенку и легко вплетается в его речь, переходя в активный словарь. Такую работу по обогащению словарного запаса детей фразеологизмами возможно начинать с 4-5 лет. Но необходимо проводить работу по объяснению, уточнению выражения, переводу его в активный детский словарь, хотя анализ источников по психологии и психолингвистике нам показывает, что овладение данным феноменом начинается позднее, чем усвоение других образных языковых единиц. К четырем годам происходит овладение более простыми по семантике конструкциями типа «кто его знает», и только в 6-7 лет в речи детей встречаются конструкции с более высокой степенью метафоризации, например «бить баклуши».

Ребенок 5 лет (период формирования наглядно-образного мышления) должен все увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус: отсюда

примеры практической работы по обогащению словаря фразеологизмами в «живом общении»:

1. «Перевернул все вверх дном» значит, «все разбросал, устроил беспорядок» - стоит предложить детям перевернуть вверх дном чашки, тарелки, кастрюльки в детском игровом уголке и спросите: «Разве так правильно, красиво? Посуда в порядке?», дети наверняка ответят, что не в порядке и повторят фразеологизм «всё верх дном» и он станет им понятен и войдет в их речь;

2. «Пахнет, как майская роза» (очень приятно) – дайте ребенку понюхать майскую розу и ощутить ее аромат и он вечером своей приятно-пахнущей маме скажет» «Ты пахнешь, как майская роза»

Большое раздолье для обогащения словарного запаса детей фразеологизмами дает и работа с текстом: пословицами и поговорками, песенками и потешками, стихами, фразеологическими словарями, снабженными специально подобранными иллюстрациями и текстом, чаще всего стихотворным, где в малой художественной форме заключено объяснение столь сложного речевого материала, как фразеологизмы.

Одним из самых могучих средств развития и обогащения речи детей фразеологизмами является сказка. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя различные средства образной выразительности.

Следует отметить, что уже в средней группе дети в курсе ознакомления с Художественной литературой знакомятся, к примеру, со сказкой «Сестрица-Алёнушка и братец-Иванушка» в обр. А. Н. Толстого, в которой, на ряду с другими средствами выразительности, такими как эпитеты, сравнения, метафоры, устаревшие слова (архаизмы) встречаются и фразеологизмы, например «голову повесил». Читаем: «…Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет: – Аленушка, сестрица моя. Выплынь, выплынь на бережок…».

Как нам известно, работа с использованием фразеологической лексики должна проводиться в определенной последовательности, поэтапно.

1 этап: ознакомление дошкольников с фразеологическими оборотами – толкование значений фразеологизмов;

2 этап: усвоение значений фразеологических единиц;

3 этап: активизация фразеологических оборотов в речи детей;

4 этап: формирование умений адекватного употребления фразеологизмов в процессе построения дошкольниками самостоятельных связных высказываний.

Как я уже отмечала, 1, 2 и 3 этап по использованию фразеологической лексики в детской речи дошкольников правомочно начинать с 5-ти летнего возраста, на этапе активного формирования наглядно-образного типа мышления, подбирая задания, упражнения с учетом возрастной особенности формирования, овладения, пользования типом мыслительных операций (наглядной образности).

Начало работы по использованию в речи детей среднего дошкольного возраста фразеологизмов тесно связано с умением замечать этот устойчивый оборот в речи, в тексте, например во время прочтения (слушания) сказок.

2. Представление опыта работы.

Вашему вниманию я хочу представить словарную работу в методической разработке «Чтение сказки «Сестрица-Алёнушка и братец-Иванушка» в обр. А. Н. Толстого».

Вспомним о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы:

• Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;

• Опора на активное и действенное познание окружающего мира;

• Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;

• Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

• Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;

• семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте) (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие).

В методической разработке – конспекте занятия по чтению сказки «Сестрица-Алёнушка и братец-Иванушка» были определены следующие цели и задачи:

Цель: Познакомить детей со сказкой «Сестрица –Алёнушка и братец-Иванушка». Проанализировать сказку: помочь понять детям как надо относится к тем, кто любит их и дорожит ими.

Обучающие задачи:

- Учить внимательно слушать литературное произведение.

- Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивающие задачи:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания.

- Развивать зрительную память, воображение.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к художественной литературе.

- Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним.

Задача словарной работы: активизации словаря: замечать в тексте образные слова и выражения и использовать их в речи, употребляя образную лексику в точном соответствии со смыслом.

Этапы работы:

1) Прослушивание РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», сопровождаемое иллюстрациями.

2) Анализ сказки (выделение ее частей, описание героев (выделение их качеств: добрая, заботливая, любящая, отзывчивая)

3) Активное слушание (Акцентирование внимания на эмоциональной наполненности, приемов словесной образности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологизмы).

Читаем текст:

Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку.

Привела ведьма Аленушку на реку. Кинулась на нее, привязала Аленушке на шею камень и бросила ее в воду.

А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся – и тот не распознал.

Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет: – Аленушка, сестрица моя. Выплынь, выплынь на бережок…

(Дети замечают - в сказке много необычных, непонятных слов, которые требуют словарной работы: «откуда ни возьмись, оборотилась, хоромы, не распознал". Среди них "повесил он голову")

4) Словарная работа

В тексте нам встречается фразеологический оборот:

«повесил он голову»

Воспитатель:

- Как вы думаете, что означает это выражение?

Ответы детей:

- Опустил голову.

- Нагнул голову.

- Снял голову…

К. И. Чуковский даёт ответ на вопрос, почему дети и взрослые не понимают друг друга. «…взрослые…мыслят словесными формулами, а дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами. Потому–то так горячо возражают против наших аллегорий и метафор».

Поэтому-то и необходима словарная работа, объяснение незнакомых слов, работа по активизации словаря детей, но с учетом возрастных особенностей мышления детей.

Объяснение воспитателя:

- Внимательно прочтем ту часть сказки, где скрыт ответ: почему козлёночек «голову повесил»?

"Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет: – Аленушка…"

Воспитатель:

- Какое чувство испытывает козлёночек?

- Не пьет, не ест…

- Ему грустно.

Упражнение на закрепление.

Воспитатель:

- Давайте попробуем опустить голову (дети опускают голову) и почувствовать то, что чувствовал козленочек.

Дети отмечают, что так обычно бывает, когда грустно, так ведет себя человек.

- А, попробуйте теперь опустить нос (дети пытаются опустить нос, некоторые даже шмыгают).

- Как вы думаете, что чувствует человек, про которого говорят: «Что ты нос повесил?»

Ответы детей:

- Он грустит.

- А, если сказать: «Эй, не вешай нос!» Что мы желаем человеку?

Ответы детей:

- Не грусти!

- Улыбайся!

Наглядно-образное, наглядно-действенное упражнения по определению смыла фразеологических оборотов «Скорчи рожицу».

Воспитатель предлагает изобразить фразеологизм, а затем объяснить его:

- Голову повесил (загрустил)

Пример: «Что ты, Ваня, приуныл, голову повесил?»

- Нос повесил (расстроился, загрустил)

Пример: «Нос повесил муравей, потерял своих детей…»

- Губы надул (обиделся)

Пример: «Что ты, милая моя, губоньки надула?»

- Глаза выпучил (очень удивился)

Пример: «Кошка выскочила, глаза выпучила»

- Уши развесил (заслушался, забывая о своем деле)

Примечание: Помогаем ушам руками, создавая «уши-локаторы».

- Сидит будто в рот воды набрал (не хочет говорить)

- Язычок прикусил (не может/не хочет говорить)

3. Практикум: предложить слушателям доклада сыграть в игру «Скорчи рожицу».

Публикации по теме:

Подгрупповая логопедическая НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цель: Развитие образной речи и формирование понятия: «фразеологический оборот», «крылатые слова и выражения», согласно лексической теме.

Презентация «Не бойся выйти на публику» учителя-логопеда Гузель Назмутдиновой Речевые штампы- это лексически неполноценные слова и выражения, их справедливо называют «затасканные, избитые выражения». Они мало что добавляют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение на РМО «Словарная работа над фразеологизмами в средней группе». Из опыта работы
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 22:43
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение на РМО «Словарная работа над фразеологизмами в средней группе». Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жмуренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД