Елена Жмуренко
Сообщение на РМО «Словарная работа над фразеологизмами в средней группе». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Работа над фразеологизмами в ДОУ в средней возрастной группе.
Иносказательные выражения, фразеологические обороты, крылатые слова, пословицы и поговорки дают нам - воспитателям и родителям - в общении с детьми возможность сделать наше речевое взаимодействие ярким, богатым, красноречивым. Фразеологизмы еще называют «красное словцо», «меткое выражение», в котором скрыт глубокий смысл, позволяющий развить ассоциативное, образное мышление у детей, что является одной из ведущих задач в работе с детьми.
Публикация «Сообщение на РМО „Словарная работа над фразеологизмами в средней группе“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Фразеологизмы, крылатые выражения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Дошкольникам очень нравятся такие выражения, привлекают внимание к слову в широком смысле, к языку в целом, раскрывая его красоту и богатство; «меткость выражения», скрытая во фразеологическом обороте, вызывает массу эмоций в детях: смех, радость от услышанного слова, удивление, заставляет задуматься.
Иногда мы и сами не замечаем, как часто мы используем в речевом взаимодействии с детьми фразеологизмы: в режимных моментах (при переодевании: «Надел шиворот навыворот», во время прогулки: «Бежишь сломя голову», во время детской игровой деятельности: «Перевернул все вверх дном», «Кричишь во все горло», когда ребенок видит много новых игрушек: «Глаза разбежались», во время принятия пищи говорим: «Когда я ем, я глух и нем», во время наблюдения за медленно движущимся транспортом: «Ползет как улитка» и т. д.) и такое использование фразеологических оборотов возможно, допустимо, правильно в речевом взаимодействии с детьми. Фразеологизм используется в контексте живой речи, становится понятным ребенку и легко вплетается в его речь, переходя в активный словарь. Такую работу по обогащению словарного запаса детей фразеологизмами возможно начинать с 4-5 лет. Но необходимо проводить работу по объяснению, уточнению выражения, переводу его в активный детский словарь, хотя анализ источников по психологии и психолингвистике нам показывает, что овладение данным феноменом начинается позднее, чем усвоение других образных языковых единиц. К четырем годам происходит овладение более простыми по семантике конструкциями типа «кто его знает», и только в 6-7 лет в речи детей встречаются конструкции с более высокой степенью метафоризации, например «бить баклуши».
Ребенок 5 лет (период формирования наглядно-образного мышления) должен все увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус: отсюда
примеры практической работы по обогащению словаря фразеологизмами в «живом общении»:
1. «Перевернул все вверх дном» значит, «все разбросал, устроил беспорядок» - стоит предложить детям перевернуть вверх дном чашки, тарелки, кастрюльки в детском игровом уголке и спросите: «Разве так правильно, красиво? Посуда в порядке?», дети наверняка ответят, что не в порядке и повторят фразеологизм «всё верх дном» и он станет им понятен и войдет в их речь;
2. «Пахнет, как майская роза» (очень приятно) – дайте ребенку понюхать майскую розу и ощутить ее аромат и он вечером своей приятно-пахнущей маме скажет» «Ты пахнешь, как майская роза»
Большое раздолье для обогащения словарного запаса детей фразеологизмами дает и работа с текстом: пословицами и поговорками, песенками и потешками, стихами, фразеологическими словарями, снабженными специально подобранными иллюстрациями и текстом, чаще всего стихотворным, где в малой художественной форме заключено объяснение столь сложного речевого материала, как фразеологизмы.
Одним из самых могучих средств развития и обогащения речи детей фразеологизмами является сказка. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя различные средства образной выразительности.
Следует отметить, что уже в средней группе дети в курсе ознакомления с Художественной литературой знакомятся, к примеру, со сказкой «Сестрица-Алёнушка и братец-Иванушка» в обр. А. Н. Толстого, в которой, на ряду с другими средствами выразительности, такими как эпитеты, сравнения, метафоры, устаревшие слова (архаизмы) встречаются и фразеологизмы, например «голову повесил». Читаем: «…Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет: – Аленушка, сестрица моя. Выплынь, выплынь на бережок…».
Как нам известно, работа с использованием фразеологической лексики должна проводиться в определенной последовательности, поэтапно.
1 этап: ознакомление дошкольников с фразеологическими оборотами – толкование значений фразеологизмов;
2 этап: усвоение значений фразеологических единиц;
3 этап: активизация фразеологических оборотов в речи детей;
4 этап: формирование умений адекватного употребления фразеологизмов в процессе построения дошкольниками самостоятельных связных высказываний.
Как я уже отмечала, 1, 2 и 3 этап по использованию фразеологической лексики в детской речи дошкольников правомочно начинать с 5-ти летнего возраста, на этапе активного формирования наглядно-образного типа мышления, подбирая задания, упражнения с учетом возрастной особенности формирования, овладения, пользования типом мыслительных операций (наглядной образности).
Начало работы по использованию в речи детей среднего дошкольного возраста фразеологизмов тесно связано с умением замечать этот устойчивый оборот в речи, в тексте, например во время прочтения (слушания) сказок.
2. Представление опыта работы.
Вашему вниманию я хочу представить словарную работу в методической разработке «Чтение сказки «Сестрица-Алёнушка и братец-Иванушка» в обр. А. Н. Толстого».
Вспомним о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы:
• Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;
• Опора на активное и действенное познание окружающего мира;
• Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
• Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
• Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;
• семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте) (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие).
В методической разработке – конспекте занятия по чтению сказки «Сестрица-Алёнушка и братец-Иванушка» были определены следующие цели и задачи:
Цель: Познакомить детей со сказкой «Сестрица –Алёнушка и братец-Иванушка». Проанализировать сказку: помочь понять детям как надо относится к тем, кто любит их и дорожит ими.
Обучающие задачи:
- Учить внимательно слушать литературное произведение.
- Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Развивающие задачи:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания.
- Развивать зрительную память, воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
- Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним.
Задача словарной работы: активизации словаря: замечать в тексте образные слова и выражения и использовать их в речи, употребляя образную лексику в точном соответствии со смыслом.
Этапы работы:
1) Прослушивание РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», сопровождаемое иллюстрациями.
2) Анализ сказки (выделение ее частей, описание героев (выделение их качеств: добрая, заботливая, любящая, отзывчивая)
3) Активное слушание (Акцентирование внимания на эмоциональной наполненности, приемов словесной образности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологизмы).
Читаем текст:
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку.
Привела ведьма Аленушку на реку. Кинулась на нее, привязала Аленушке на шею камень и бросила ее в воду.
А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся – и тот не распознал.
Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет: – Аленушка, сестрица моя. Выплынь, выплынь на бережок…
(Дети замечают - в сказке много необычных, непонятных слов, которые требуют словарной работы: «откуда ни возьмись, оборотилась, хоромы, не распознал". Среди них "повесил он голову")
4) Словарная работа
В тексте нам встречается фразеологический оборот:
«повесил он голову»
Воспитатель:
- Как вы думаете, что означает это выражение?
Ответы детей:
- Опустил голову.
- Нагнул голову.
- Снял голову…
К. И. Чуковский даёт ответ на вопрос, почему дети и взрослые не понимают друг друга. «…взрослые…мыслят словесными формулами, а дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами. Потому–то так горячо возражают против наших аллегорий и метафор».
Поэтому-то и необходима словарная работа, объяснение незнакомых слов, работа по активизации словаря детей, но с учетом возрастных особенностей мышления детей.
Объяснение воспитателя:
- Внимательно прочтем ту часть сказки, где скрыт ответ: почему козлёночек «голову повесил»?
"Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет: – Аленушка…"
Воспитатель:
- Какое чувство испытывает козлёночек?
- Не пьет, не ест…
- Ему грустно.
Упражнение на закрепление.
Воспитатель:
- Давайте попробуем опустить голову (дети опускают голову) и почувствовать то, что чувствовал козленочек.
Дети отмечают, что так обычно бывает, когда грустно, так ведет себя человек.
- А, попробуйте теперь опустить нос (дети пытаются опустить нос, некоторые даже шмыгают).
- Как вы думаете, что чувствует человек, про которого говорят: «Что ты нос повесил?»
Ответы детей:
- Он грустит.
- А, если сказать: «Эй, не вешай нос!» Что мы желаем человеку?
Ответы детей:
- Не грусти!
- Улыбайся!
Наглядно-образное, наглядно-действенное упражнения по определению смыла фразеологических оборотов «Скорчи рожицу».
Воспитатель предлагает изобразить фразеологизм, а затем объяснить его:
- Голову повесил (загрустил)
Пример: «Что ты, Ваня, приуныл, голову повесил?»
- Нос повесил (расстроился, загрустил)
Пример: «Нос повесил муравей, потерял своих детей…»
- Губы надул (обиделся)
Пример: «Что ты, милая моя, губоньки надула?»
- Глаза выпучил (очень удивился)
Пример: «Кошка выскочила, глаза выпучила»
- Уши развесил (заслушался, забывая о своем деле)
Примечание: Помогаем ушам руками, создавая «уши-локаторы».
- Сидит будто в рот воды набрал (не хочет говорить)
- Язычок прикусил (не может/не хочет говорить)
3. Практикум: предложить слушателям доклада сыграть в игру «Скорчи рожицу».