Ольга Подъелышева
Формирование пространственных представлений у детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Своё выступление я хотела бы начать словами советского психолога, доктора педагогических наук Анны Александровны Люблинской: «Чем точнее слова определяют направление, тем легче ребёнок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребёнка».
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей средней группы» размещена в разделах
Свободное пространственное ориентирование – это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно является необходимым условием успешного познания и активного преобразования действительности. Чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если эти представления сформированы у ребёнка недостаточно, у него нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом.
Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.
Работая в детском саду, я наблюдала следующее: дети испытывают затруднения при освоение «схемы собственного тела»; плохо ориентируются в помещениях детского сада; на занятиях и в свободной деятельности не умеют или путают парнопротивоположные направления предметов в окружающем пространстве. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.
Именно это послужило выбором темы по самообразованию «Формирование пространственных представлений у дошкольников».
Целью, которой является развитие у детей представления о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- продолжать развивать пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз);
- формировать умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной, справа от меня, и т. д.);
- познакомить с пространственными отношениями : далеко – близко.
При подготовке работы с детьми мной была изучена литература, был подобран материал, который и сейчас пополняется. А работа построена в игровой форме от «простого к сложному», где затрагиваются все виды детской деятельности.
Закрепление пространственных ориентировок у детей в основном происходит на занятиях:
- на занятиях по изобразительной деятельности («Ленточки рисуем слева направо», «Линию проводим сверху вниз»)
- на музыкальных занятиях («Платочек держим в правой руке»)
- на физкультурных занятиях ( выполняют движения в заданных направлениях: вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево)
- на занятиях по развитию речи (учим употреблять существительные с предлогами в, на, под, за, около)
- на занятиях по конструированию («Кубик ставим перед кирпичиком», «кирпичик над кубиком», «кубик внизу», «кирпичик за кубиком»).
Также освоению пространственного ориентирования уделяется много времени и в свободной деятельности детей. На слайде мы видим фрагмент прогулки, это игра «Идём куда скажу». Цель игры ориентировка в пространстве, закрепление понятий вперёд - назад; слева - справа. Дети встают на площадке, в центре встаёт водящий. Воспитатель говорит куда нужно повернуться водящему и сказать кто там стоит. Дальше двигаться к этому человеку. Если задание было выполнено правильно, то теперь водящим становится тот ребёнок, к которому подошли.
Больное внимание в своей работе я уделяю использованию дидактических игр и упражнений. Так как играя, ребёнок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот некоторые из игр,которые я использую в своей работе.
Дидактическая игра «Составь фигуры по образцу». Цель: развивать внимание, наблюдательность, координацию движений, воображение, пространственное мышление и интеллект. Ребёнок должен выложить геометрические фигуры согласно образцу.
Дидактическая игра «Пройди по тропинке» Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, пространственное ориентирование, память. Ребёнку предлагается большое поле и маленькие карточки с ориентирами, согласно которым нужно передвигать фишку и попасть в определённое место. Эта игра с усложнениями.
Игра «Топорама» или «Топограма». Цель: способствует развитию пространственного мышления, умения соотносить взаимное расположение предметов, читать схемы и воспроизводить изображённую на схеме конфигурации в пространстве. В данной игре ребёнок закрепляет понятия «далеко», «близко».
Игра «Динамическая картинка». Цель этой игры -формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от себя. Игровое правило - Выкладывать картинки по заданию. Материал может быть любым. фланелеграф, картинка или Игры магнитные «Времена года», «Магнитные истории», с изображением отдельных предметов. Ход игры такой. На картинке я выставляю дерево. Дети выбирают себе картинки: пчёлка, цветочек, солнышка. Ввожу детей в игровую ситуацию : - Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды. И дети располагают свои картинки по моему заданию, например: Расположи солнышко слева вверху; тучку справа; Где мы расположим солнышко? А где должен быть воздушный змей? и т. д. В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения, задаю вопросы.
Много времени я уделяю индивидуальным занятиям и упражнения, на которых мы отрабатываем и закрепляем с детьми, изученный материал ранее. В группе имеется девочка - левша. Работе с ней уделяется больше времени при выполнении задания, так как у неё ориентир немного отличается от нас.
В свободное время или на занятиях проводим специально подобранные музыкальные динамические паузы, которые также положительно влияют на развитие и закрепление пространственных ориентиров. Предлагаю посмотреть фрагмент танца «Буги-вуги».
Работа с родителями. В своей работе большое внимание я также уделяю родителям. Для них были проведены: День открытых дверей, на котором они познакомились с дидактическими играми и упражнениями по пространственному ориентированию. Была проведена Консультации «Как с помощью игр и упражнений развивать ориентировку в пространстве». Подготовлены буклеты «Ориентировка в пространстве». Проводятся индивидуальные беседы. А также предлагаю родителям творческие задания для совместной работы с детьми.
Творческие задания. В творческих заданиях закрепляются не только пространственное ориентирование, но отрабатывается мелкая моторика, плавность линий, нажим. Родителя откликаются с удовольствием и творческим подходом.
Результативность. Подводя итоги проведённой работы, хотела бы отметить, что уровень развития пространственных представлений у детей значительно повысился. Дети могут без затруднений определить правую и левую сторону своего тела, свободно ориентируются в окружающем пространстве, стали ориентируются на плоскости и на листе бумаги.
Планирование. Планирую и дальше заниматься этой темой. Подобрать и изготовить, приобрести дидактических игр по ориентировке в пространстве по схемам. Изготовить макета комнаты. Провести квест игру «Сокровища пиратов» на территории детского сада совместно с родителями. Спасибо за внимание.