Лучший педагог года

Сообщение на педсовете из опыта работы «Как я организую труд детей в уголке природы»

Лариса Слободян
Сообщение на педсовете из опыта работы «Как я организую труд детей в уголке природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием, динамичностью. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанью лесного ручья, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Труд в природе оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка. В процессе труда дети овладевают простейшими навыками выращивания растений и уход за ними, навыками правильного обращения с инвентарем и предметами ухода за ними.

Публикация «Сообщение на педсовете из опыта работы „Как я организую труд детей в уголке природы“» размещена в разделах

Начиная знакомить детей с природой, еще в младшей группе мы приучали их к выполнению простейших поручений, сначала с нашей помощью учили поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. С первых дней пребывания детей в д/саду они видели, как мы сами ухаживали за растениями. Удовлетворяя при этом желания детей участвовать в уходе за растениями. Мы давали им лейки, учили поливать, не поднимая высоко носик лейки, лить воду осторожно, направляя их движения своими руками. Приучали одновременно одного двух детей, они выполняли одно и тоже задание. Поддерживали интерес к уходу поощрениями. Привлекали детей к наблюдению. Предлагали рассмотреть какие красивые цветы у бегонии, как они пахнут, каких размеров листья. Проводили детские игры с подгруппами детей : «Найди такой же», «Найди пару», «Один и много», «Найди цветущее растение», «Найди растение, похожее на травку, на дерево». В таких играх мы учили детей выделять какие-то характерные признаки, называть несколько растений, описывать внешний вид растений. Проводили занятия: «Мытье комнатных растений», «Рассматривание фикуса» и др.

В средней группе дети уже знали 4-5 растений, мы учили их называть части растений (стебель, листья, ветки, цветы). Учили более точно и подробно описывать растения, отмечать форму листьев (овальные, круглые). Систематически привлекали детей к выполнению трудовых поручений, теперь уже разделяли труд : один ребенок поливал, другой протирал листья. Детям предоставляли большую самостоятельность, но и требования к качеству труда повышали. Дети выполняли работу по уходу за растениями в нашем присутствии, с нашей помощью и под нашим контролем. Больше привлекали детей к наблюдениям : дети называли растения, у которых появлялись новые листья, цветы. Приучали детей поливать растения по мере необходимости. Проводили занятия: «Мытье комнатных растений», «Ознакомление с комнатными растениями» детские игры: «С какого растения лист», «Что изменилось», «Найди сходства и различия», «А что потом?». В процессе ухода за растениями знакомили детей с еще одним новым правилом - после полива растения, в лейки нужно налить воды для следующего дня.

В старшей группе наши дети знали уже названия 6-7 растений (бальзамин, сансевьера, аспидистра, традесканция, хлорафитум, бегония, восковой плющ, фиалка). Дети научились различать и называть - стебель, ветка, листья, бутоны, цветы, корни. Особое внимание уделяли описанию растений, отмечали расположение листьев, их форму, цвет и поверхность. Дети научились различать листья гладкие и с ворсинками, ровные или резные, с зубчиками. Проводили занятия: «Дежурства в уголке природы», «Уход за комнатными растениями», «Первая подкормка». Знания о растениях углублялись в процессе регулярного ухода за ними во время дежурств. Дежурства ввели вначале года, проводились они в первой половине дня, а во второй половине дня использовали индивидуальные поручения. Время от времени мы собирали дежурных и беседовали о том, как они выполняли свои обязанности, что нового заметили в растениях. Во второй половине года мы познакомили детей с другими видами ухода за растениями:

опрыскиванием, обрезкой сухих листьев, рыхлением почвы. С наступлением весны дети готовили семена для посева их на рассаду, знакомили детей с размножением растений путем стеблевого черенкования.

В подготовительной группе у детей начали формировать понятия о зависимости в природе, что жизнь растений зависит от наличия комплекса условий: влаги, тепла, света. Дети узнали, что уход за растениями отличается от того, где растет растение в природе и от времени года. Например, начало зимы - период покоя, в это время полив сокращается до одного раза, весной требуется подкормка, летом увеличивается полив. В подготовительной группе познакомили детей с другими способами размножения растений: листовым черенкованием (фиалка, бегония-реке, сенсевьера, с размножением луковицей (нарцисс, тюльпан, делением куста (аспидистра, аспарагус, с живородящими растениями (хлорофитум, камнеломка). Проводили занятия по пере садке комнатных растений, черенкование растений, посадка лука на перо, посев овса, оживление веток. Дети нашей группы уже в конце зимы начали готовиться к предстоящим работам на огороде, цветнике. мы беседовали с ними об овощах, рассказали, что в этом году будем готовить свою рассаду помидоров, высевать огурцы. Принесли семена огурцов «Легенда», рассмотрели их, одну часть замочили. Другую посеяли сухими. С помощью детей подготовили почву. А дети самостоятельно посеяли семена в почву. Дети с интересом наблюдали за первым ростком. За появлением цветения и завязи. Теперь дети наблюдают за быстрым ростом огурца, выращенного из проросшего семени и чуть медленнее из сухого семени.

Участие в уходе за растениями еще больше пробуждает интерес у детей, вызывает желание самим выращивать овощи, цветы. Дети стремятся как можно быстрее приступить к работе. Прежде чем приступить к посеву семян помидоров, показывали, как нужно готовить почву для посевов. Объясняли и показывали, как соединять землю, перегной и песок, чтобы почва стала рыхлой и легкой, удобной для высева семян. Дети посеяли семена и с нетерпением ждали первых всходов. И они взошли! Теперь, дети знают и активно используют в речи такие слова как: грядка, почва, перегной, ямка, лунка.

Все готово для пикировки рассады в отдельные горшочки, как овладели дети этими навыками убедились сами. В ходе этой работы дети учатся делать ямки, соответствующие величине и форме корней, наливать в них воду, ожидать, пока она впитается в землю, опускать растение с комом земли в ямку, засыпать землей и обжимать землю вокруг стебля, оставляя лунку для полива. В конце месяца или начале мая дети будут высаживать подросшую рассаду помидоров в открытый грунт.

Используемая литература:

1. С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой М., 1991г.

2 П. Г. Саморукова «Методика ознакомления детей с природой в детском

саду» 1980

3 Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию,

развитию и образованию детей 4-5 лет в детском саду. Москва,

«Просвещение» - 1995г.

4Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию,

развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. Москва.

«Просвещение» - 1996г.

5 А. А Плешков «Мир вокруг нас»

6 Н. А Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М., 2001 г. ;

7 С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду

М., 1999 г.

8 П. Г. Саморукова, В. И. Логинова «Дошкольная педагогика», М. ,1983

Публикации по теме:

Хороши цветы у нас в садочке!Хороши цветы у нас в садочке! Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Уголок природыУголок природы Вот такой у нас уголочек природы. Он у нас не весь, планируем небольшой огородик. Детям очень интересен растительный и животный мир. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение на педсовете из опыта работы «Как я организую труд детей в уголке природы»
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 22:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение на педсовете из опыта работы «Как я организую труд детей в уголке природы»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Слободян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД