Шатаева Ольга
Воспитание инициативы, самостоятельности у дошкольника в условиях общения со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на методическое объединение
на тему: «Воспитание инициативы, самостоятельности у дошкольника в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками»
Подготовила воспитатель : Шатаева Ольга Александровна
Темочки:
Самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста. Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Что можно сказать о проявлении инициативности при общении со взрослыми и сверстниками про детей нашей группы?
Для проявления и поддержки детской инициативы у нас в группе используется утренний круг, самостоятельное ведение утренней зарядки, на дни рождения дети самостоятельно проводят «Каравай», также инициативность проявляется и в образовательном процессе.
Дети на утреннем кругу по понедельникам любят делиться новостями, рассказывать как они провели выходные дни, но кто первый начнёт, решает считалочка, которую будет говорить тот ребёнок, который быстрее проявит инициативу. Они внимательно слушают другу друга и проявляют интерес к рассказанному.
Иногда я задаю ребятам домашнее задание, по необходимости, например почитать с родителями определённые рассказы, нарисовать рисунки на закрепление пройденной темы, иногда задание идёт на подготовку к новому занятию. За выполненное домашнее задание, у нас в группе есть поощрительная система, в виде раскрасок на выбор ребёнка, которые даём детям для раскрашивания в свободное время, тем самым мотивируя их к активной деятельности.
Так же когда у кого-то из детей день рождения, дети самостоятельно собираются в круг и проводят «Каравай» без помощи воспитателя. Часто утреннюю зарядку и зарядку после сна я предлагаю провести ребёнку, немного направляя его действия. Дети с удовольствием занимаются, когда зарядку проводит их товарищ. Этот ребёнок следит за качеством выполнения упражнений и выбирает ребёнка для проведения зарядки в следующий раз.
Развитию детской инициативы способствует предметно - пространственная развивающая среда группы, чем чаще она обновляется, тем чаще, можно ви-деть, проявление детской инициативы.
Так, в рамках обогащения развивающей среды в группе мы создали уголок для сюжетно-развивающей среды «Магазин». И благодаря проявленной инициативе детей мы собрали различный материал (бутылочки, коробочки, упаковки и т. д.). Тоже можно сказать и об уголке «Салон красоты», благодаря инициативе ребят в этом уголке появляются новые баночки, коробочки от духов и многое другое. Большой выбор предметов в этих уголках способствует развитию игр, фантазии и разнообразному применению предметов – заменителей.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в группах создан «Центр творчества», создан по принципу доступности и мобильности. Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материала, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
В уголок природы дети приносили различные природные материалы, например Рафаэль принёс жёлуди из собственного сада. На прогулке ребята активно собирают необычные камушки, листья, семена от клёна, приносят различный материал для уголка экспериментирования.
Дети проявляют инициативу, выбирая, в каком центре будут работать, воспитатель только контролирует, чтобы распределение было более, менее ровным.
Очень хорошо проявляется инициативность при подготовке к образовательной деятельности (помогают раздать необходимые материалы, клеёнки, краски, кисточки и т. д.).
В самостоятельной игровой деятельности дети тоже проявляют инициатив-ность. Сами выбирают себе занятие по интересам, объединяются в группы (рисуют, лепят, делают аппликации).
Работая во время совместной образовательной деятельности, дети, отвечая на вопросы, тоже проявляют инициативу, желая ответить на поставленный вопрос.
Иногда предлагаю детям оценить работы товарищей, здесь тоже дети по своему желанию оценивают работы!
Инициативность проявляется и в хозяйственно – бытовом труде и в самооб-служивании.
Дети с удовольствием помогают младшему воспитателю накрывать на столы, заправлять постели. С удовольствием предлагают свою помощь в поливе цветов или в наведении порядка в игровых уголках.
Детская инициатива проявляется во всех видах деятельности детей, главное – поддержать их, создать условия и творчески подойти к реализации детской инициативы.
Пока я готовила данное сообщение, изучала материал, встретила вот такой, на мой взгляд, интересный способ развития инициативности у детей - «Копилка добрых дел». Каждая семья изготавливает коробочку для своего ребенка, украшает ее. В эту коробочку складываются «добрые дела». Например, на осеннем листочке написано «Саша помог собрать игрушки Маше». Это и есть доброе дело. Листочек убирать в коробочку ребенка. Дети очень стараются, кто-то поднимет игрушку, другой подаст стул и т. д. Зимой можно складывать в коробочки – снежинки, летом – цветочки. В конце недели подводятся итоги. Фотография ребенка, у которого больше листочков, тот попадает на «Дерево добра».
Данные формы работы повышают уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывают нравственные качества: взаимовыручку, доброту, отзывчивость.
Для поддержки детской инициативы необходимо :
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно, пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
7. поощрять различные начинания ребенка.