Щеголева Любовь Михайловна
Конструктивная деятельность детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребёнок - прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании» Л. В. Куцакова. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Публикация «Конструктивная деятельность детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Конструктивная деятельность, с одной стороны служит отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой – значима для воспитания личностных качеств ребёнка и его поведения. Становление конструктивной деятельности начинается с воспитания интереса, заинтересованности в процессе и результате.
Известный специалист в области раннего развития детей Янушко Е. А. отмечала, что такой важный вид деятельности как конструирование не только помогает развить практическое мышление ребёнка, но и является стимулом для развития детского творчества.
Занятия конструированием очень важны для малыша. Этот вид деятельности не только доставляет ребёнку удовольствие, но и способствует его всестороннему развитию – малыш учится различать признаки предмета (цвет, форму, величину, фактуру, у него формируются познавательные и практические действия. Кроме этого занятия конструированием учат ребёнка быть любознательным в познании нового, развивают внимание, мышление и творческое начало личности, учат искать разные пути в решении практической задачи, находить и исправлять ошибки, благотворно влияют на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Конструирование – это созидание. Поэтому, занимаясь конструированием, ребёнок может видеть результат своих усилий, что для него особенно важно, так как дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось, вдохновляет на новые свершения. Также конструктивная деятельность способствует развитию речи, внимания, уверенности, настойчивости, креативности.
Актуальность.
Конструирование из строительного материала – наиболее доступный и привлекательный вид детской деятельности. Он отвечает возможностям и потребностям детей. В последние годы, заполняя карты НПР (нервно-психического развития) детей раннего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что прослеживается значительная задержка в развитии конструктивной деятельности детей от 1,6 до 3-х лет, особенно в тех случаях, когда дети попадают к нам в детский сад из домашних условий.
Цель: приведение в систему работы по формированию навыков конструктивной деятельности у детей раннего возраста.
Задачи:
• изучить и систематизировать имеющуюся литературу по развитию конструктивной деятельности у детей раннего возраста;
• обобщить опыт работы по теме;
• разработать Программу «Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста»;
• пополнить предметно-развивающую среду для реализации программы;
• создать условия для закрепления словаря детей в рамках темы недели.
Содержание Программы:
Выбор тематики занятий соответствует принципу сезонности, повторяемости содержания с определенным усложнением:
1 группа раннего возраста :
Табл. 1
№ Виды конструирования Кол-во занятий
1. Конструирование из двух одинаковых деталей 2
2. Конструирование из 2-х деталей разной формы (кубик, кирпичик) 8
3. Конструирование из 2-х деталей разной формы (кубик, крыша) 2
4. Конструирование из 3-х деталей одинаковой формы 5
5. Конструирование из 4-5 деталей одинаковой формы 6
6. Конструирование из 4-5 деталей разной формы (кубик, кирпичик, призма («крыша», цилиндр (столбец) 4
7. Конструирование из 6 деталей одинаковой формы 2
2 группа раннего возраста :
Табл. 2
№ Виды конструирования Кол-во занятий
1. Конструирование из 2-х деталей разной формы (кубик, кирпичик) 4
2. Конструирование из двух деталей разной формы (кубик или кирпичик, призма («крыша») 5
3. Конструирование из 3-х деталей разной формы 2
4. Конструирование из 4-5 деталей одинаковой формы 1
5. Конструирование из 4-5 деталей разной формы (кубик, кирпичик, призма («крыша», цилиндр (столбец) 2
6. Конструирование из 6 деталей одинаковой формы 3
Содержание Программы раскрывается через следующие формы и методы работы:
• Занятие;
• Игровые образовательные ситуации;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Чтение художественной литературы;
• Работа с предметными и сюжетными картинками;
• Эксперименты;
• Упражнения на развитие мелкой моторики.
Отслеживание достижений воспитанников и оценка результатов деятельности педагога осуществлялась на основе анализа результатов диагностики нервно-психического развития детей.
Критерии для оценки уровня
развития конструктивной деятельности по эпикризным срокам.
Табл. 3
Эпикризный срок Умения и навыки
2 года Строит по показу простую постройку
2 года 6 месяцев Выполняет 1–2 простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (стол, стул, кровать, дом и др.).
3 года Делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.
Ожидаемый результат: дети успешно выполняют конструирование из деталей мелкого и крупного строительного материала и включают их в игру.
Мы видим, что реализация нашей Программы по конструктивной деятельности детей раннего дошкольного возраста, вот уже на протяжении трех лет, приносит положительные результаты.