Папки-передвижки

Развитие познавательно-речевой сферы дошкольников как гарантия успешного обучения в школе

Светлана Ляпкина
Развитие познавательно-речевой сферы дошкольников как гарантия успешного обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Познание окружающего мира и выражение своего отношения о нем - залог общего развития дошкольника, залог успешного обучения в школе. Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие взаимосвязаны. Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира, тем больше обогатит словарный запас, сможет выразить свое отношение к миру, к социальным и морально-нравственным отношениям людей.

Публикация «Развитие познавательно-речевой сферы дошкольников как гарантия успешного обучения в школе» размещена в разделах

Поэтому развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших направлений в работе педагогов с детьми дошкольного возраста и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Работая по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Организовывая познавательно-речевую деятельность, я учитывала возрастные особенности детей. Работать по данному направлению начала с детьми младшей группы. Старалась больше общаться с детьми, где бы мы не гуляли, что бы мы не делали, называла все, что они видели вокруг. Обращала внимание на взгляд малышей, чем они заинтересовались, на кого, что посмотрели. Рассказывала, что делают люди вокруг, объясняла почему всё так происходит, тем самым накапливая их пассивный словарный запас. В настоящее время с детьми подготовительной группы работу расширила и разнообразила.

В группе оформила зону познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Материал этой зоны содержит в себе: дидактические и настольно-печатные игры - «Разложи по порядку», «В гостях у сказки», «Загадки и отгадки», «Домино «Буквы», «Живая азбука» и др. ; иллюстративный материал – сюжетные картинки, наборы картинок «Животные», «Транспорт», «Природа» и др. ; демонстрационный материал – ширмы «Режим дня», «Буквы», «Цифры», плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Части суток», «Времена года»;, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов

Также имеется методическая литература по данному направлению, которую я использую в работе с детьми.

Работая по данному направлению, я использую инновационные (мнемотаблицы, мнемодорожки, перфокарты, алгоритмы, триз, здоровьесберегающие (физминутки гимнастику для глаз, психогимнастику и т. д.) и информационно-коммуникационные технологии (презентации, познавательные и учебные фильмы). Работу по данному направлению планирую в течении всего дня, как в непосредственно-образовательной деятельности ( например: «Какие бывают насекомые», «Наши друзья-пернатые», «Что такое интерьер?», «Цветок солнца» и т. д.) так и в совместной деятельности с детьми ( проводила беседы: «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Лес в жизни человека», «Эти мудрые русские сказки», «Моя любимая телепередача», «Многодетные семья», «Все мы разные», «Право знать своих родителей и право на их заботу», «Счастливое детство»; моделирование проблемных ситуаций: «Как правильно переходить дорогу» (использование макета, «Дорога безопасности»; игровые тренинги: «На что похоже мое настроение?», тренинги с телефоном в экстренных случаях; игровые ситуации: «Интервью у поваров детского сада»; игры-конкурсы: «Сколькими способами можно есть хлеб?», «Чем отличается мужской организм от женского?»; викторины «Правила обращения с огнем», «Огонь в литературе» (по литературным произведениям, «Что мы знаем о весне?»; КВН «Что я знаю о море?»(выявили знания о море, морских жителях, пополнили знания детей новыми сведениями, Проводили эксперименты: «Может ли растение дышать?», «Состав почвы», «Свойства солнечных лучей», «Свойства подсолнечного масла», «Откуда берется тень», игры с водой «Водичка-сестричка, водичка-враг», игра-экспериментирование: «Нюхаем, пробуем, трогаем» и т. д. Во время прогулок проводила разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом, где дети познавали окружающий мир, описывая происходящее вокруг них, составляли рассказы-описания, делали выводы.

На мой взгляд, одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога (например, играли в такие игры как: «Орнитолог», «Пожарные», «Стоматологи», «Мы журналисты», «Швейная фабрика», «Семья на отдыхе», «Морское путешествие», «Путешествие по России» и т. д.)

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь ( дети показывали сказки: «Волк и козлята», «Лиса и медведь», «Красная шапочка» и др.)

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях (например, играли в такие игры как: «Строим дом, в котором мы живем», «Домик лесника», «Комбайн», «Военный корабль», «Кремлёвская стена», «Карета для Золушки»)

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи (например, играли в игры: «Где в природе есть вода?», «Кому что нужно для работы», «Какая вода в реке?», «Кто больше назовет действий», «Что помогает растениям расти», «Корзина идей», «Фантастические гипотезы», «Что бывает весной», «Обитатели морской и речной фауны» и т. д.)

Во время работы с детьми я всегда старалась дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствовало правильно выражать свои мысли словесно, грамматически правильно строить предложения, анализировать, делать выводы и аргументировать их.

Моя работа ведется в тесном контакте с родителями. Провожу беседы, консультации на темы: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром», «Исследовательская деятельность», «Овладение устной речью – один из важнейших факторов готовности ребенка к школе», «Как сделать речь ребенка грамотной?». Было проведено анкетирование родителей на тему: «Как мы развиваем речь своего ребенка. Родители принимают активное участие по созданию предметно-развивающей среды в группе (помогают пополнить ее дид. играми, мнемотаблицами, познавательной литературой)

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Мы стремимся к тому, чтобы, благодаря содержательному общению и обучению у детей сформировался образ мира, обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивалась диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности

к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное.

Перспективный план детско-родительского клуба «Скоро в школу» в подготовительной группе Группы семей Задачи Формы работы Примерное содержание Примечание Наглядная пропаганда «Скоро в школу» 1. Формирование представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-речевой сферы дошкольников как гарантия успешного обучения в школе
Опубликовано: 13 октября 2014 в 00:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-речевой сферы дошкольников как гарантия успешного обучения в школе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ляпкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД