Ольга Федосеева
Опыт работы «Интеграция образовательных областей в грамматическом строе речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 36 города Кузнецка
Сообщение из опыта работы по теме :
«Интеграция образовательных областей
в грамматическом строе речи дошкольников»
Подготовила воспитатель Федосеева О. А.
Темочки:
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам наша деятельность строится на основе принципа интеграции образовательных областей. «Речевое развитие» прослеживается во всех образовательных областях.
Чтобы помочь детям увидеть мир во всём его многообразии, получить отчётливые представления о предметах, явлениях окружающей действительности, а также освоить соответствующий словарь, сформировать грамматически правильную речь, овладеть навыками связной речи необходимо целенаправленно использовать интегрированный подход. Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Речь сопровождает каждую деятельность ребенка, обогащает ее и совершенствует.
В образовательной области «Познавательное развитие» заложены огромные возможности для речевого развития детей.
Так специфическая особенность ФЭМП заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.
При обучении количественному счёту, а также простейшим счётным операциям происходит усвоение детьми согласования существительного с числительными.
При пересчете предметов дети учатся согласовывать числительные с существительными в родительном падеже: дети пересчитывают и называют, количество предметов: три машины, восемь бабочек, десять мячей.
В игре «Который по счету» упражняются в согласовании существительного в именительном падеже с порядковым числительным (машина первая, медведь второй, флажок третий).
Закрепить употребление формы существительных в родительном падеже множественного числа можно в игре «Кому что?» (зайчонку 9 морковок, ежонку 7 грибов, бельчонку 6 орехов).
При составлении математических задач, дети упражняются использовать в речи сложно - сочиненные предложения. Для составления задач я использую сюжетные картинки. После того как дети усвоили структуру задачи, используем усложнение в формулировке вопроса. Например: На ветке сидели 6 птиц, сколько станет птиц, если к ним прилетели еще 2 птицы? Предлагаю вам придумать аналогичную задачу по сюжетной картинке. (Выставляю на мольберт картинку «Снеговики»).
Отрабатывая понятия величины, мы обучаем детей сравнивать предметы, используя в речи наречия «Выше - ниже», «Шире - уже», «Длиннее – короче», «Толще – тоньше».
Один из приёмов, который использую - игра «Встань по росту». Дети выстраиваются по росту и рассказывают, кто выше или ниже, самый высокий-низкий, а также кто-где стоит. (Саша выше Оли, но ниже Максима; Олег стоит между Наташей и Юлей).
А вот игру «Противоположности» можно провести с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит начало фразы, а ребенок ее продолжает (шкаф выше, а тумбочка - ниже, пояс шире, а лента - уже, книга толще – тетрадь тоньше, поезд длиннее – вагон короче).
При решении задачи раздела «Ориентировка в пространстве», упражняю в правильном употреблении предлогов. Все знают народную игру «Прятки», мы вместе с детьми несколько изменили правила. После того, как дети спрятались, водящий стоит на месте и говорит, кто, где спрятался: Сережа сидит под горкой. Кира спряталась за песочницей. Лева стоит за деревом. Если называет правильно, то дети выходят.
Элементарное экспериментирование - особая форма деятельности, которая эффективно используется как в решении познавательных, так и речевых задач. Дети, выстраивая причинно-следственные связи, учатся правильно составлять сложно - подчиненные предложения. Предлагаю вам поиграть в игру «Объясните, почему…» Все мы с детьми весной сажаем лук. Лук вырос потому что (мы за ним ухаживали, лук вырос потому что (мы его поливали, лук вырос так как (поливали и рыхлили, лук вырос так как… (поливали, рыхлили, пололи).
Раздел «Ознакомление с природой» также даёт большие возможности для решения задач по грамматическому строю речи.
При изучении домашних и диких животных эффективно решается задача словообразования. Как и у людей, семья животных состоит из папы, мамы и детеныша и у них есть определенные названия. Предлагаю их вспомнить. (Коза-козел-козленок, слониха - слон - слоненок, зайчиха – заяц - зайчонок, кошка-кот-котенок, лев-львица-львенок, мышка-мышь-мышонок собака- пес- щенок, лошадь конь- жеребенок, овца - баран-ягненок, корова бык -теленок, свинья - хряк - поросенок).
Закрепляя названия месяцев, побуждаю детей к употреблению в речи антонимов. Игра «Скажи наоборот» (в июне жарко – в январе морозно; продолжайте, пожалуйста, в сентябре дождливо – в мае солнечно, в апреле тепло – в ноябре холодно, в марте ветрено – в декабре вьюжно) и т. д.
В игре «Что каким бывает?» отрабатываем родовые понятия - согласование в роде, падеже и числе. Что бывает зеленое? (яблоко, авокадо); а что бывает зелёная? а что бывает зеленый? лист, продолжайте, пожалуйста, (ответы аудитории) зеленый крокодил, зеленый стебель; а зеленая: зеленая трава, лягушка (ответы аудитории); а зеленое что бывает – (ответы аудитории).
При ознакомлении с профессиями, безусловно, закрепляем их названия и образование. Здесь эффективно упражнение на словообразование. (Чинит часы – часовщик, продолжайте: работает на кране – крановщик, играет на музыкальных инструментах – музыкант, работает со стеклом – стекольщик).
Усложним задачу. Ведь в профессии работают и мужчины и женщины. Назовём мужские и женские профессии ( играет на скрипке: скрипач – скрипачка, танцует на льду фигурист – фигуристка, ходит на лыжах лыжник – лыжница, ветеринар, врач, пекарь, почтальон, швея, парикмахер). Есть названия профессий, которые используются для лиц мужского и женского пола.
Игровое упражнение «Что из чего сделано?» проводится по тому же принципу, решает задачу образования слов из существительного в прилагательное (скамейка из дерева – деревянная, качели из металла – металлические).
В физическом развитии нет возможности широко применять задачи на формирование грамматического строя речи, однако в подвижных играх с использованием художественного слова отрабатываем четкое проговаривание слов, правильное построение предложений, то есть лексические формы. Ни для кого не секрет, что дети зачастую проглатывают окончания слов, пропускают предлоги, переставляют слова.
Для считалок использую наиболее яркие образцы, например:
Раз - два – три - четыре
Посчитаем дыры в сыре
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
значит вкусным был вчера.
В художественно – эстетической деятельности, несмотря на большую продуктивность и практичность, задачи формирования грамматического строя речи также решаются. В старшем возрасте дети узнают большой спектр цветов, в том числе при смешивании. Обозначение цветов, включающих два оттенка - образовывают сложные слова. При изображении картины осенней природы мы отмечаем, что листья могут быть желтые, зеленые, а могут быть желто-зеленые, небо то - ли серое, то - ли голубое, оно - серо-голубое; море и синее и зеленое, то есть, сине-зеленое; молодые листочки нежно-зеленые, стебли бледно-зеленые, у лилии листья темно-зеленые.
Организуя трудовую деятельность, так же использую упражнения на развитие грамматического строя речи. Во время сбора на прогулку закрепляем умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, этому способствуют такие игровые упражнения как: «Какие это вещи?» ( это теплая одежда: теплая шапка, резиновые сапоги, новое пальто, шерстяные варежки, «Чьи вещи?» (брюки Алеши, шапка Киры, ботинки Сережи).
Во время дежурства по столовой и по занятиям, обязательно уточняю у детей «Чего сколько надо?». Автоматизируются умения детей согласовывать существительные во множественном числе родительном падеже с числительным (восемь блюдец, две салфетницы, пятнадцать кисточек, двадцать подносов).
Таким образом, задачи по формированию грамматического строя речи интегрируются во все образовательные области и виды детской деятельности.