Татьяна Крылова
Опыт работы «Предметно-развивающая среда в группе по формированию гражданственности и патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Солнышко»
Сообщение из опыта работы
«Предметно – развивающая среда в группе по формированию гражданственности и патриотизма»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать ее, стать подлинным патриотом».
Публикация «Опыт работы „Предметно-развивающая среда в группе по формированию гражданственности и патриотизма“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
С. Михалков
Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина.
За последние годы произошли большие изменения в нашей стране. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось отношение людей к Родине. Поэтому наиболее актуально стало формирование гражданственности и патриотизма.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.
Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране, уважения к труду.
В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садом, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей.
Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно–патриотическое воспитание детей - это организация предметно -развивающей среды. От среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.
Цель: создание развивающей предметно - пространственной среды для решения задач патриотического воспитания, для организации самостоятельной деятельности и развития инициативы детей.
Поэтому нашими задачами является:
- воспитание духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- расширение представлений о своем городе;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, играх, быту, труде. Каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Так, в нашей группе был оборудован центр по нравственно-патриотическому воспитанию.
Работа по созданию центра проводилась по направлениям: «Моя семья. Мой детский сад», «Мой город», «Моя Родина-Россия», «Народные промыслы», «Приобщение к истокам русской культуры», «Наши защитники», «Профессии», «Художественная литература».
Наполнение центра включило в себя следующие разделы:
1. «Моя семья, мой детский сад» :
- Фотоальбомы «Я и моя семья», «Наш детский сад»,
- альбомы «Семья и друзья», «Детский сад наш так хорош», «Моя семья» (Генеалогическое древо семьи, «Мамины помощники»;
- развивающая игра «Семья»;
- тематические папки,
- дидактические игры: «Наш детский сад», «Дом в котором мы живем», «Родословное дерево», «Мой дом»;
- макет - детского сада.
-демонстрационный материал «Расскажи про детский сад», «Семья», «Распорядок дня».
2. «Мой город»
- элементы региональной символики – герб города.
- фотоматериалы «Мой родной город», «Достопримечательности города», «Мой милый дом», иллюстрации;
- макет улицы;
- демонстрационный материал «Расскажи про свой город», «Мой дом», «В деревне», «Родная природа»,
дидактические игры: «Герб города».
3. «Моя Родина-Россия»
- развивающие и дидактические игры: «Собери герб», «Собери флаг»;
- государственная символика (флаг, герб, гимн);
портрет президента.
4. «Народные промыслы»
- предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, изделия хохломской росписи, сувенировские игрушки,
- куклы-закрутки;
- альбомы,
- макеты (избы, комнаты - горницы, крестьянское подворье);
- дидактические игры: «Собери матрешку», «Укрась сарафан матрешкам»;
раскраски: с изображением народных и государственных праздников, костюмы народов России, куклы в национальном костюме; матрешки, хохлома и др.
- демонстрационный материал «Народные промыслы».
5. «Наши защитники», «Профессии»
- материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор иллюстраций, тематические папки и т. д.
- Лэпбук «Профессии»;
- дидактические игры «Профессии», «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- демонстрационный материал: «Профессии», «Кем быть».
6. «Художественная литература»
- художественная литература по фольклору – «Русские народные сказки», пословицы, потешки и т. д.
- книги по этикету, воспитание вежливости: «Уроки вежливости», Учимся быть вежливым», «Волшебные слова» и др. ;
- наглядно-демонстрационный материал: «Уроки поведения для малышей».
Я считаю, что предметно-пространственная среда в группе поможет знакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, профессиями, с государственными символами города, края, страны, вызовет у детей интерес к культурным традициям народа, будет способствовать формированию у ребенка позиции юного гражданина и патриота.
Особое значение приобретает совместная деятельность с родителями в сложном деле - воспитания патриотов. В уголке для родителей размещается информация по патриотической тематике, папки-передвижки, буклеты, проводятся беседы, экскурсии родителей с детьми по улицам города,, праздники, выставки.
Совместно с родителями оформили альбомы «Моя семья, Родословное древо», «Мой дом», «Достопримечательности города», изготовили макеты «Избы», «Детский сад» и «Куклы – закрутки».
Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов ДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания.