Мария Ефимова
Сообщение из опыта работы «Организация мини-музея народного декоративно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
“Организация мини-музея народного декоративно-прикладного искусства”
Цель: приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, формирование духовных и нрасвственных качеств у подрастающего поколения.
Задачи:
-знакомить детей с элементами материальной культуры,включающей в себя предметы быта,творчества русского народа;
Публикация «Сообщение из опыта работы „Организация мини-музея народного декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
-прививать интерес к духовной культуре через народное искусство;
-воспитывать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки,способную ориентироваться в современном мире.
Актуальность:
Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе: “С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся”. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.
Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности – доброта, толерантность, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родному краю, формируются, доступные пониманию детей представления о своей стране, ее природе, культуре, истории, жизни. В выборе содержания для знакомства с нашими традициями было решено остановиться на русских народных традициях, в частности на народных промыслах. Изделия народных мастеров помогает воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему, так как по своим мотивам близко к природе. В узорах росписей соблюдается определенный ритм, симметрия. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками.
Основные принципы работы мини-музея:
-доступность;
-ассоциативность;
-наглядность;
-рациональность использования площади;
-интерактивность музейного пространства;
-открытость социуму.
Основные направления:
-организация экскурсий, ООД по познавательному и и художественно-эстетическому развитию;
-устанавливание связи с другими центрами;
-создание экспозиций стационарных и передвижных выставок;
-изучение,учет и хранение собранных материалов;
-пополнение фонда музея.
Экспонаты мини-музея: изделия из бересты, русская матрешка с изображением различных народных росписей.
Образцы мезенской росписи.
Предметы быта.
Активное участие в подборе экспонатов принимали семьи воспитанников. Многие из этих экспонатов сделаны руками родителей. Такие как, пасхальные наборы в стиле хохломской и дымковской росписей, игрушки из глины, украшенные дымкой.
Набор фарфоровой посуды расписала бабушка одного из детей гжельской росписью. Она же создала образцы различных росписей на обычных одноразовых тарелках, которые были использованы для оформления центра художественно-эстетического развития.
Одним из важных экспонатов центра народно-прикладного искусства является русская народная кукла. Здесь представлены травница, пеленашка (клали в постель ребенку как оберег от злых духов, купавка, куколки-лихоманки (по 13 штук выставляли на печке в ряд для защиты ребенка от болезней)
В мини-музее представлены и куклы, изготовленные воспитанниками:
Одно из направлений работы мини-центра- связь с другими образовательными центрами. Экспонаты музея активно используются нами в других видах деятельности: в центре художественно-эстетического развития и музыкальном центре.
Методическое обеспечение мини-музея: