Дидич Елена
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю на подготовительной группе компенсирующей направленности, которая функционирует со средней группы. На данной группе я работаю второй год.
Для эффективной работы с родителями ежегодно планируются и проводятся различные мероприятия, с применением как традиционных, так и нетрадиционных форм работы, таких как: мастер-классы, анкетирование, родительские собрания, индивидуальное консультирование, открытые занятия, квест – игры, «Клубный час».
Публикация «Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями» размещена в разделах
Каждый год в начале года провожу анкетирование с родителями, личные беседы для ознакомления с обследованием, с содержанием логопедической работы. Интересной и нужной формой работы я считаю тетради взаимосвязи с родителями, в которых еженедельно даю рекомендации по выполнению артикуляционной моторики, автоматизации звуков, развитию лексико-грамматического строя и связной речи.
Провожу мастер-классы, практикумы не только с родителями детей группы компенсирующей направленности, но и родителями логопункта, и родителями, дети которых не посещают логопункт.
Для каждой возрастной группы предполагается разная тематика: например в средней группе я провожу практикумы по совершенствованию артикуляционного аппарата, развитию воздушной струи (знакомлю родителей с артикуляционным аппаратом, совместно с родителями выполняем артикуляционную гимнастику перед зеркалом, предлагаю родителям придумать сказку про веселый язычок совместно с детьми. Родители сочиняли свои сказки и даже рисунки к ним. Родители изготавливали игры на развитие длительного выдоха: задуй мяч в ворота, сдуй снежинку, листик с ладони, буря в бутылке)
Проводила практикумы по развитию мелкой моторики: предлагала игры, пособия, задания, направленные на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, например, очень нравятся родителям шарики Су-Джок, игры в которые можно поиграть дома, не требующие большой подготовки и материальных затрат ( так называемые игры на кухне: перебрать крупу, сделать бусы из макаронов).
В старшем дошкольном возрасте тематика наших встреч меняется и она направлена на подготовку детей к школе. Это игры, задания, направленные па формирование фонематических процессов, на развитие лексико-грамматического строя, на развитие связной речи.
На мастер-классах мы проигрываем задания, упражнения, игры, в которые мы играем с детьми на наших занятиях, в нашей повседневной работе (Игры на деление слов на слоги, на составление предложений с предлогами, на выполнение звукового анализа). Те родители, чьи дети еще не посещают школу затрудняются в ответах, на наши, казалось бы простые вопросы: например назвать количество гласных звуков, назвать все предлоги.
На родительских собраниях стараюсь уйти от теоретических аспектов и давать больше практический материал, который более доступен родителям ( причем этот материал обязательно наглядный: написать, нарисовать, провести аналогию, а не просто слушать теорию)
В работе с родителями широко применяю информационно-коммуникационные технологии : презентации, игры, (так как дети компьютеризированные, предлагаю игры, в которые дети могут поиграть и дома).
В своей практике применяю такую форму, как открытые занятия. Это занятия на День открытых дверей, к педсовету. Провожу как групповые, так и индивидуальные занятия, и совместные с родителями занятия (в основном это индивидуальные занятия, направленные на правильную демонстрацию артикуляционной гимнастики, на автоматизацию звуков, развитие фонематических процессов, связной речи, где родители наблюдают за своими детьми и даже принимают активное участие на занятиях.
Обязательно предлагаю на каждой встрече с родителями памятки, буклеты, в каждой групповой приемной имеются папки с консультационным материалом для каждой возрастной группы, также размещаю свои пособия, игры, упражнения на сайте детского сада и на своем персональном сайте. И для вас сегодня приготовила небольшую выставку с материалом, с которым вы позднее сможете ознакомиться.
Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе очень значимо, от их активности в большей степени зависит и коррекционно-развивающая работа.
Однако, самыми эффективными формами работы с родителями, я считаю индивидуальное консультирование, которое позволяет разобраться в проблемах, касающихся конкретного ребенка, найти пути выхода из какой-либо ситуации или проблемы и тетрадь взаимосвязи, где я вижу, как ребенок выполняет задания, родители бывает записывают получается или возникают трудности в выполнении.
Кстати, в этом году апробируем такую форму с родителями, как ВАЙБЕР (родители, если задание непонятно, скидывают его мне, и я его объясняю)
В этом учебном году я применила в своей практике такую инновационную технологию, как «Квест - игра»
Квест-игры - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Данная форма работы предполагает ряд положительных моментов:
1. Она показывает содержание коррекционно-развивающей работы;
2. Направлена на взаимосвязь взрослых и детей; умение совместно решать образовательные задачи (как со сверстниками, так и со взрослыми);
3. Направлена на умение ориентироваться в пространстве, на развитие коммуникационных навыков.
При работе над Квестом у детей развивается ряд компетентностей:
- самообучение и самоорганизация;
- умение работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- формирование потребности добывать знания, выстраивать работу по алгоритму;
Данная форма работы широко применяется в нашем детском саду. Она очень нравится детям, она интересна и увлекательна, но в то же время требует длительной и детальной подготовки: дети должны ориентироваться в пространстве: знать, где находятся кабинеты специалистов, группы с названиями, ориентироваться по стрелкам, которые помещаются на стены лестничных площадок и коридоров, соблюдать правила данной игры. Это тесная взаимосвязь со специалистами и воспитателями детского сада, что обеспечивает комплексный подход всех участников образовательного процесса.