Парилова Надежда Альбертовна
Из опыта работы «Реализация музыкальной деятельности в процессе физкультурных занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
на тему «Реализация музыкальной деятельности
в процессе физкультурных занятий»
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Публикация «Из опыта работы „Реализация музыкальной деятельности в процессе физкультурных занятий“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Поэтому использование музыкального сопровождения в организации двигательной деятельности дошкольников является актуальным и занимает важное место в системе воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.
Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных, музыкальных занятиях и в свободное от занятий время.
Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий - способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д.
Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, прыжки, строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики). Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазаний, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др., не следует использовать музыку).
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям:
• Каждое движение имеет своеобразный характер поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками, требуют бодрой, энергичной музыки;
отрывистые поскоки, притопы - легкой, игривой;
покачивание цветами или лентами - нежной, напевной и т. п.
А например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный.
• Для гимнастических упражнений, отличающихся чёткостью, быстрой сменой направления движения, подбираются музыкальные произведения с короткими музыкальными фразами, с акцентированными сильными долями такта.
• Для плавного поднимания рук вверх и вниз, так же и для медленных наклонов, используется музыку спокойного характера с более длинными фразами.
• В перестроениях смена движений требует двух-, трёхчастной формы музыкального произведения, характер каждой части должен быть различным. При перестроении из колонны в одну шеренгу использую музыку двухчастной формы.
• В конце занятия ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной.
• На физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер.
• Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены.
Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, дисциплинируют детей, организует их, влияет на развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Движения детей становятся легче, красивее. Все упражнении, включённые в комплекс утренней гимнастики, должны быть хорошо знакомы детям. Разучивание упражнений осуществляется на физкультурном занятии без музыки и на музыкальном занятии с музыкой.
Для регуляции дыхания при выполнении упражнения детям предлагаем произносить слова, звуки. Например, во время поворотов вправо-влево, дети говорят «прямо». При такой организации утренняя гимнастика проходит эмоционально, в хорошем темпе.
Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением желательно проводить начиная со 2 младшей группы, когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков.
У малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний подбираю яркие, выразительные, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера. Например, в «Марше» В. Агафонникова спокойная мелодия, удобный, умеренный темп, продолжительное вступление, дающее возможность подготовиться к ходьбе.
Слуховое внимание у малышей неустойчиво, поэтому сопровождение даю только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (птички клюют, воробышки прыгают, мячики покатились и т. п.).
Дети средней группы уже чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать каждое упражнение.
У детей старшей и подготовительной к школе групп наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера.
Марш В. Соловьева-Седого «Стой, кто идет» имеет более сложное построение, короткое вступление, звучащее как сигнал, быстрый темп и применяется только в работе со старшими дошкольниками.
Большинство упражнений в комплексах утренней гимнастики для старших групп проводится под музыку.
На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроении, некоторых общеразвивающих упражнений. Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания.
Разучивание отдельных элементов движения проводится без музыки, так как ее восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением. Такая методика обучения повышает точность, четкость выполнения движений, выразительность.
В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений использую народную, классическую музыку, музыку детских композиторов.
Во время подвижной игры, музыку нужно использовать очень аккуратно. Так как подвижная игра большой интенсивности, повышает активность и увеличивает эмоциональный подъем детей. Есть игры, где музыка может быть введена лишь частично. Так, например, в игре «Караси и щуки», когда «караси» выполняют однородное движение (бег врассыпную под размеренную музыку, имитируя движения рыб, музыкальное сопровождение вполне оправдано, но только лишь до сигнала «Щуки». Одновременно с сигналом (совпадающим с окончанием музыкальной фразы, когда начинается бег с увёртыванием и ловлей, музыка должна быть прекращена: каждый ребенок стремится увернуться от ловишки, двигается в зависимости от его действий и музыку не слушает.
Занятия обычно заканчиваются маршем.
В младших и средних группах музыкальное сопровождение дается в более медленном темпе, чем в старших группах, мелодии не так часто сменяют одна другую и музыкальные произведения подбираются ярко контрастного характера.
Привыкнув к звучанию музыки на физкультурном занятии и утренней гимнастике, дети легко переключаются с выполнения одного задания на другое в соответствии с изменением характера музыки, что позволяет сократить время на словесные указания.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Такие мероприятия планируем согласно годовому календарно-тематическому плану, при взаимодействии с инструктором по физической культуре. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.
Для музыкального сопровождения используем как аудиозапись, так и "живое" исполнение. Лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга, праздника.
Вывод: Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка делает занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников.