Получи документы

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию

Елена Купцова
Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы на тему:

«Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию».

Подготовила: Купцова Е. Н., воспитатель высшей квалификационной категории.

Детский сад —первая ступень в системе образования. Чтобы стать грамотным человеком, необходимо овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из основных задач детского сада — формирование правильной устной речи детей.

Большое внимание ФГОС уделяет проблеме развития речи дошкольников, так как речь – это средство общения, обогащения их культуры. Необходимо упорно работать над пополнением словарного запаса, над формированием способности участвовать в диалогах, над развитием монологической речи. Звуковая культура речи, интонационная составляющая также нуждается в развитии. Дети должны иметь хороший фонематический слух и быть ознакомлены с книжной культурой. Для этого следует заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте, выявляя и исправляя различные нарушения. Плохо говорящие дети, когда осознают свой недостаток, могут стать молчаливыми, застенчивыми, неуверенными.

При решении речевых задач в детском саду главной предпосылкой является правильно организованная обстановка, в которой у детей появилось бы желание вступать в речевое общение, говорить. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непосредственно находится ребенок. Таким образом, требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.

Как говорила Е. И. Тихеева: «В пустых стенах ребёнок не заговорит».

Главными компонентами речевой развивающей среды являются:

• специальное оборудование для каждой группы;

• методы и приемы, которыми руководствуются при развитии разных сторон речи дошкольников;

• речь педагога.

Обобщая все выше сказанное, в основу речевой среды входит игровой и дидактический материал, сконцентрированный на развитии разных сторон речи дошкольников.

И сегодня мне хочется поделиться своим опытом работы по созданию и обогащению речевой среды нашей группы.

Прежде чем создать, а позднее пополнять речевую развивающую среду, я поставила цель - насыщение окружающей среды компонентами, которые обеспечивают развитие речи ребёнка дошкольного возраста.

Исходя из цели, поставила следующие задачи:

• обеспечить возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

• обеспечить богатства сенсорных представлений;

• обеспечить возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

• обеспечить комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

• обеспечить возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

В нашей группе центр речевой деятельности состоит из речевого и книжного уголка.

При организации речевого уголка я старалась соблюдать следующие требования:

Дидактическое оснащение должно соответствовать их индивидуальным и возрастным особенностям.

Речевой уголок уместно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление должно быть привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Оборудования не должно быть много, не следует перегружать им уголок.

В качестве неотъемлемого атрибута речевого уголка должна быть игрушка – "одушевленный персонаж”. Она помогает решать важные коррекционные задачи, например, преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, она должна вызывать у детей речевой интерес и побуждать к речевой активности.

Итак, что же входит в наш речевой уголок:

1. Игры для развития речевого дыхания.

Используя дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.

В этом уголке я создала картотеку следующих дыхательных упражнений и игр:

«Мыльные пузыри», Сдуй листик, снежинку», «Надуй шарик», «Подуй в дудочку», «Катись карандаш», «Буря в стакане», «Забей гол» и др.

2. Игры на развитие фонематического слуха.

Для развития фонематического слуха были изготовлены шумовые мешочки и звуковые коробочки, с помощью которых ребенок учится составлять пары одинаковых шумов. Имеются музыкальные инструменты, с помощью которых дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе.

Также имеются аудио записи, способствующие развитию слуховой памяти, умению различать и дифференцировать шумы.

3. Игры на развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра - один из лучших способов развития речи у дошкольников и наши детки с удовольствием играют в пальчиковые игры по лексическим темам.

Пальчиковая гимнастика - способствует активизации речи детей с учетом возвратных и индивидуальных особенностей и направленна на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей.

Также наши дети играют в игры, которые тоже способствуют развитию мелкой моторики, такие как: пазлы, игры-шнуровки, игры-вкладыши, трафареты, Су-Джок мячики. Ещё я изготовила пособие «Увлекательные прищепки», которое очень нравится детям. К картонным шаблонам различных предметов, у которых нет каких-либо деталей, дети цепляют прищепки. (к жёлтой рыбке-желтые прищепки, плавники и хвост, к голубой тучке-синие прищепки, дождик, к туловищу человечка-прищепки любого цвета, ручки и ножки. В младших группах это пирамидки, кубики, мозаики. Все эти игры просты, но в то же время эффективны.

4. Игры на развитие грамматического строя речи.

С целью развития грамматического строя речи есть различный наглядно-демонстрационный материала. Создана картотека игр: «Один-много», «Четвёртый лишний», «Скажи наоборот», «Какой, какая, какое?», «Чудесный мешочек», «Назови ласково» и др. Начиная со среднего возраста дети очень любят играть в игру «Чего не стало?» Когда один ребёнок раскладывает несколько карточек с картинками, а другой запоминает их, затем закрывает глаза. В это время ведущий прячет одну карточку, другой ребёнок должен угадать, какую. Игру можно усложнить - прятать две, три и более карточек.

5. Игры на развитие словаря.

Для обогащения активного словаря в работе с детьми имеется наглядно- иллюстрационный материал в соответствии с лексическими темами и настольно-печатные игры: «Времена года», «Назови одним словом», «Части предмета», «Животные и их детёныши» и т. д.

6. Игры на развитие связной, диалогической и монологической речи.

Чтобы дети могли составлять описательные рассказы о предметах, картинах, умели пересказывать, составлять рассказы по серии картин, читать наизусть стихи, нужно помогать им в этом. И здесь приходят на помощь картины, серии картин, мнемотаблицы для составления описательных рассказов, настольно-печатные и дидактические игры.

В нашем речевом уголке есть магнитная доска, которую мы используем для размещения текущей информации, демонстрации иллюстраций. Дети составляют на ней слова из букв. А ещё мы её используем для следующих заданий: «Расположи картинки в нужной последовательности, чтобы получился сюжет сказки или рассказа», «Распредели картинки по темам». Сюда же удобно крепить мнемотаблицы.

Созданы картотеки чистоговорок, скороговорок, схем составления рассказов, сюжетных картинок и др.

А недавно я внедрила в свою работу по речевому направлению новую технологию «Сторителлинг», чем пополнила свой речевой уголок. Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.

Сторителлинг означает в переводе с английского «рассказывание историй».

Игра состоит из кубиков, на которые наклеены картинки, погружающие в мир фантазий и приключений. В своей работе я применяю эту технологию со старшего возраста. Цель игры: составление рассказа, истории, сказки по картинкам.

Понятно, что в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей количество кубиков меняется, то есть я добавляю или убираю кубики. Также меняю картинки по лексическим темам.

Чтобы заинтересовать детей, можно кубики сложить в красивый мешочек или сундучок и предложить вытаскивать по одному кубику. Дети могут сами выбирать картинку, а могут бросить кубик и какая картинка выпадет, с той и начинают.

Для того, чтобы дети лучше вживались в роль рассказчика, я придумала следующий момент: перед тем, как бросить или достать кубик, ребёнок надевает «Волшебную» шляпу. Если это история для группы детей, то шляпу надевают все по очереди по ходу составления истории.

Для детей старшего дошкольного возраста речевой уголок пополняется пособиями и дидактическими играми для обучения грамоте.

Это схемы-домики для звуков, пособия для звукобуквенного анализа, алфавиты. Создана картотека игр: «Короткое - длинное слово», «Угадай, где живёт звук», «Угадай букву», «Живые буквы», «Составь слово» и. т. д.

Недавно я изготовила новое пособие по обучению грамоте «Звуковые колечки». Это пособие-один из видов технологии мнемотехники, которое представляет собой картонные колечки с различными знаками, рисунками. С помощью него дети учатся выделять изучаемые звуки в словах. Например, колечко с буквой «С». Из набора предложенных колечек ребёнок должен выбрать те колечки, которые начинаются на этот звук и надеть на свои пальчики. Также колечки помогают при формировании понятия «твёрдый-мягкий» звук. Например, на пальцы левой руки надеваем колечки, в словах которых заданный звук мягкий, а на пальцы правой руки-мягкий звук. Вариантов игры можно придумать много.

Ещё эти колечки помогают при заучивании стихотворений. При подборе текста нужно выделить главные слова, т. е. опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

С помощью данного методического пособия дети получают огромное удовольствие, развивается фантазия, развиваются творческие способности, формирует навыки правильного произношения и культуру речи в целом.

Для стимулирования речевой активности, проведения игр-драматизаций, я оформила небольшую зону с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от театрализованного уголка, место для инсценировок здесь ограничено. Поэтому диалог дети разыгрывают с помощью кукол бибабо, пальчикового театра, театра ложек и др.

Рядом с речевым уголком располагается книжный уголок, при организации которого я следовала следующим методическим рекомендациям:

Основной принцип, которого я придерживалась при его организации– удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе.

Также я учитывала ряд требований, предъявляющийся к устройству уголка:

- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером, чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью.

Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене вывешивают репродукции картин, а для детей старшего дошкольного возраста – портреты писателя.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта, правила пользования книгой.

Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

В младших группах уголок книги организую не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещаю, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки.

В первое время приучаю детей к самостоятельному общению с книгой, рассматриваю с ними иллюстрации, читаю текст, говорю о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т. д.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются и становятся привычкой.

В средней группе уголок книги организую с самого начала года с участием детей. На полочки добавляю книги (4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вношу материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляю любимые детьми книги из младшей группы, добавляю новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги.

Продолжаю учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Провожу беседы о книгах, выясняю, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; веду разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекаю к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжаю знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т. д.). Стараюсь чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах провожу сама, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей уже привлекаю к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 10-12 разных книг:

- учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаю в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.

- на витрине уголка книги выставляю книги, с которыми в данное время детей знакомим на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

- весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Считаю, что общение с ними не только приносят детям радость, но и пользу, так как развивает способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Ещё помещаю в уголок интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома.

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге.

Кроме книг, в нашем книжном уголке находятся альбомы для рассматривания, выполненные своими руками. Такие альбомы как: «Времена года», «Животные нашего края», «Гербарий» и др.

Так как в нашей группе недостаточное количество литературных произведений и иллюстраций к ним, мною была создана электронная картотека аудио-произведений:

Русский фольклор: песенки, потешки, сказки.

Рассказы различных писателей.

Сказки А. С. Пушкина, а также зарубежные сказки.

Остальное пространство группы у нас разделено на игровые зоны, которые также способствуют формированию и развитию речи.

Это зона для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как: «Магазин», «Больница», «Семья», «Аптека», «Ателье», «Парикмахерская». Эти игры развивают у детей ролевую речь, учат детей вести диалог со сверстниками.

В зоне конструирования имеется разнообразный строительный материал, находящийся в свободном доступе детей. Дети сооружают постройки, затем их сравнивают, анализируют.

Зона экологии, куда входит уголок природы и уголок экспериментирования, также способствует обогащению словаря и развития речи в целом. В уголке экспериментирования дети учатся делать простейшие опыты, а затем-выводы. В уголке природы дети составляют рассказы о правилах ухода за комнатными растениями, о пользе растений.

Зона творчества-одно из любимых мест воспитанников. Здесь дети «творят»: лепят, рисуют, выполняют аппликации. Художественное творчество развивает мелкую моторику, а мы, педагоги знаем, что ум детей находится на кончиках пальцев. В процессе работы развивается связная речь, так как дети рассказывают о своих работах, делятся впечатлениями.

Зона двигательной активности выполняет не только функцию оздоровления, развития физической активности. У детей развивается дикция, речь, пополняется словарный запас, так как все подвижные игры сопровождаются текстами, считалками.

Подводя итог, хочется отметить, что оснащение предметно-пространственной среды всегда должно быть под четким контролем педагога. Нужно периодически менять, пополнять предметы, игры, демонстрационный материал в уголках в зависимости от темы недели, времени года, возрастных особенностей детей и т. д. Ведь моя задача, как педагога, вызвать интерес у ребёнка и сохранить его, как можно дольше.

Ну и, конечно же, надо помнить, что речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, но и собственная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.

Речь педагога – отражение внутреннего мира и важная часть профессиональной культуры.

Поэтому я повышаю свое самообразование, культуру своей речи через прослушивание различных вебинаров, чтение книг.

Вывод

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду создаёт положительную эмоциональную отзывчивость у детей и вызывает желание участвовать в речевом общении со взрослыми и друг с другом.

Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности.

Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей.

Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – развивающая предметно - пространственная среда (РППС). РППС – одно из основных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 09:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Елена Купцова (УИ 607144) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД