Наталья Морозова
Индивидуальный подход к детям при формировании полезных привычек
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы «Индивидуальный подход к детям при формировании полезных привычек»
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения актуальна на сегодняшний день. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, является одной из задач общеобразовательной области «Здоровье».
В различных исследованиях были определены следующие основные элементы здорового образа жизни дошкольника:
-выполнение режима дня,
-рациональное питание,
-двигательная деятельность,
-закаливание,
Публикация «Индивидуальный подход к детям при формировании полезных привычек» размещена в разделах
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
-соблюдение культурно-гигиенических правил поведения,
-осуществление психоэмоциональной регуляции своего поведения,
-наличие медицинской активности (профилактика заболеваний).
Это позволяет говорить о необходимости формирования у дошкольников каждого структурного элемента здорового образа жизни, что будет способствовать более полному пониманию ребенком содержания понятия «здоровый образ жизни» и формирования его в целостности.
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно.
Важную роль в концепции модернизации образования отводится *здоровьесберегающим технологиям,
*психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях,
*сохранению и укреплению психологического здоровья.
Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья.
В основном, все исследователи сходятся в таких ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность.
По мнению исследователей, психологическое здоровье следует целенаправленно формировать.
По О. В. Хухлаевой, под формированием психологического здоровья следует понимать создание возможностей психологически здорового функционирования детей через организацию их жизнидеятельности.
Способность человека к управлению своими психическими состояниями (саморегуляции на психологическом уровне) может целенаправленно развиваться.
Процесс целенаправленного формирования способности произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста должен включать в себя следующие компоненты:
-формирование у детей способности распозновать текущие психические состояния, обозначать их;
-обучение основам саморегуляции и самоконтроля эмоционального состояния.
Итак, существует необходимость формирования основ психологического здоровья у детей, начиная с дошкольного возраста. Такое обучение будет служить эффективным средством профилактики психологического нездоровья и иметь адаптивный эффект. Одним из способов профилактики психологического нездоровья может являться обучение детей старшего дошкольного возраста основам психорегуляции.
Модель формирования психоэмоциональной саморегуляции дошкольников как элемент здорового образа жизни.
Систему работы в дошкольном учреждении по формированию психоэмоциональной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста можно представить в виде структурной модели.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста элемента здорового образа жизни –психосаморегуляция дошкольников.
Определены следующие задачи:
1. Расширение и обогащение у старших дошкольников знаний и представлений о способах регулирования собственного поведения.
2. Развитие у детей желания регулировать свое поведение в разных эмоциональных состояниях.
3. Формирование у старших дошкольников умения отражать изменяющиеся знания о регуляции эмоционального состояния в деятельности и умение опираться на них в поведении.
Содержательный блок модели состоит из когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов.
Когнитивный компонент
-представления об эмоциональных состояниях: радость, страх, испуг, обида, злость, неуверенность, гнев;
-представления о разных средствах и способах регулирования собственного поведения в состоянии возбуждения, усталости, волнения, психоэмоционального возбуждения, адекватном выражении своих чувств.
Эмоционально-оценочный компонент
-умение оценивать эмоциональное состояние и поведение других людей в разных эмоциональных состояниях;
-желание регулировать свое поведения в разных эмоциональных состояниях, используя адекватные способы и средства регуляции.
Поведенческий компонент
Самостоятельное применение знаний и умений в поведении и деятельности:
-регулировать собственное поведение разными средствами и способами, адекватно выражать свои чувства;
-помогать другому человеку в регуляции эмоционального состояния с помощью усвоенных ребенком способов и средств саморегуляции.
Развитие саморегуляции- одна из центральных линий развития детей.
Важно научить детей уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самим в общении с окружающими.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ эффективности осуществления педагогической работы - организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательско-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, направленных на накопление знаний, представлений о разных эмоциях, а также о средствах и способах регулирования собственного поведения в состоянии возбуждения, усталости, волнения, психоэмоционального возбуждения, адекватном выражении своих чувств.
ВТОРЫМ УСЛОВИЕМ для реализации задач является организация предметно - развивающей среды, которая должна быть наполнена предметами, пособиями и игровым оборудованием, необходимым для регулирования собственного поведения ребенком.
В группе размещаются различные панно, плакаты, предметы, «чудо-вещи» для выплескивания негативных эмоций.
ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ осуществление сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи, основанного на единстве их воспитательного взаимодействия.
Список используемых источников:
1. Аверьянов М. Д. Детская психология. М., 1998.
2. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
3. Стожарова, М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М. Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.