марина кузнецова
Игры В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Покажи – и я запомню.
Дай мне сделать самому - и я научусь.
Китайская мудрость
Биография
Вячеслав Вадимович живет в Санкт-Петербурге. По специально-сти физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые игры: «Геоконт», «Игровой квадрат». Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производ-ству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекци-онных игр.
Публикация «Игры В, Воскобовича» размещена в разделах
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают педагоги. В процессе игры со-здается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
Технология «Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и по-степенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего разви-тия».
Отличительные особенности игр Воскобовича
Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из прин-ципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, Вторым принци-пом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обу-чаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры за-ключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша. Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают раз-вивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение не-традиционных заданий различного уровня сложности способствует фор-мированию раннего креативного мышления у детей.
Методика Вячеслава Воскобовича.
• Развивает психологические процессы
- логическое, математическое мышление;
-творческое, образное восприятия, воображение;
-внимание, память, усидчивость;
• Развивает мелкую моторику;
• Формирует навыки моделирования;
• Развивает произвольные интеллектуальные способности.
Плюсы и минусы методики Вячеслава Воскобовича.
Плюсы методики:
-ребенок быстро анализирует информацию;
-легко считает, имеет навыки чтения;
-умеет различать геометрические фигуры и цвета;
-быстро анализирует;
-доводит дело до логического конца;
- обладает высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания.
Минусы методики:
- не все авторские игры можно сделать самостоятельно.
Методическое сопровождение.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуаль-ными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их доб-рые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но про-стоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотно-шениям.
Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр: универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
Предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
Конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.
Универсальный блок
Коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина размером 1м \1м с нанесённой сеткой;
- разноцветные верёвочки (5 верёвочек длиной по 1м.);
- разноцветные липучки (25 кружков из цветной контактной ленты, 5 кружков с держателями, 5 зажимов для фиксации картинок, карточек на коврографе;
- цветные карточки (10 карточек из ковролина: семь хроматических цветов (радуга) и три ахроматических (серый, белый, чёрный);
- буквы, цифры (90 карточек из прозрачной плёнки: 15шт с буквами крас-ного цвета – гласные; 30шт. с буквами синего цвета - согласные, твёрдый знак; 30 шт. с буквами зелёного цвета – согласные, мягкий знак; 15 шт. – с цифрами и арифметическими знаками жёлтого цвета);
- забавные буквы (10 карточек из картона с гласными буквами);
- забавные цифры (10 карточек из картона с цифрами);
- кармашки (для размещения карточек).
- 7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый.) Здесь и приобретение навыков порядкового сче-та, развитие наблюдательности, памяти…
- Пространственные карточки: ЛЕВ, ПАВЛИН, ПОНИ, ЛАНЬ.
Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки.
- Круговерт и стрелочка. Используется для начертания кругов. Вспомога-тельные элементы: касса, кармашки, зажимы, знаки отрицания.
Используя в своей педагогической деятельности игры с Коврографом «Ларчик», педагоги развивают у воспитанников сенсорные способности; элементарные математические представления: цвет, форма, размер; отно-шения: пространственные, количественные, по величине; сохранение коли-чества, алгоритмы; ознакомление с окружающим: предметный мир, мир природы: растения и животные.
В старшем дошкольном возрасте добавляется: развитие психических про-цессов: внимание, память, мышление, воображение; числа и цифры; разви-тие речи, обучение грамоте.
Игры:
- Бусы на верёвочке
- Узоры
- Составление геометрических фигур, растений, животных, предметов, букв и цифр из разноцветных верёвочек.
- Графический диктант.
-Игры с Гномами КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ
(Кто спрятался? Кто не на своём месте? Поменяй местами.)
- Счёт предметов с помощью забавных цифр.
- Шуты-акробаты (эхо, песенка друзей, чехарда, волшебные сундучки и др.)
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.
Пособие «Коврограф Ларчик» Соответствует требованиям ФГОС. Его можно использовать в разных образовательных областях. Является транс-портируемым, содержательным, доступным.
Игровой графический тренажер «Игровизор» и «Геовизор» Они пред-ставляют собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания маркером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет много-кратно использовать листы-задания. В играх с интеллектуальным трена-жёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку. Виды выполнения заданий на «Игровизоре»: выделение, соедине-ние, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д. Значи-тельно повышает функциональность и результативность выполнения зада-ний, так как есть возможность исправления ошибок, использования листов самоконтроля и создания у ребенка ситуации успеха.
Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»
Предметный блок
Дидактическое пособие «Счётовозик» способствует: Освоению порядко-вого и количественного счёта; Соотнесению цифры и количества; Сравне-нию чисел первого и второго десятка, пониманию состава числа; Сложе-нию чисел, решению простейших задач; Развитию внимания, памяти, эле-ментов логического мышления, управляет ими Магнолик- сказочный пер-сонаж, придуманный автором.
Соедините только четные числа до 10. Шнурок можно продевать в отвер-стие кнопки, огибать кнопку, накручивать на нее.
Сравните числа 6 и 10, соединив шнурком цифры и знаки,
Серия игр “Ромашка”, “Снеговик”, “Яблонька” Шнуровки способ-ствуют развитию мелкой моторики, развивают навыки чтения и логическо-го мышления у ребёнка, а также умение завязывать шнурки поможет детям составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить новые слова. Для детей от 2 до 4 лет использует-ся в качестве шнуровки для развития мелкой моторики кисти рук.
"Теремки Воскобовича" - базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладываем в Теремок - получается слияние. Таким образом со-ставляются слова. Всего в комплекте - 12 кубиков, 12 теремков.
Читайки 1 и 2. Игры на развитие навыков чтения. Загибаем попеременно уголки, и получаем разные слова. На маленьком "пятачке" (области чте-ния) 4 слова, а всего в каждой игре их - больше сотни
Конструктивный блок
Квадрат Воскобовича» является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориен-тироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие психологические процессы. Выглядит он до-вольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого. Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четы-рехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000). Игру сопровождает ме-тодическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и пре-вращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, ту-фельку, самолетик, конфетку и т. п. Ребенок собирает фигуры по картин-кам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
«Нетающие льдинки» -это, пластинки игры «Прозрачный квадрат», кото-рые превращаются в различные фигурки и помогают малышу Гео найти дорогу из Фиолетового леса.
Игра способствует освоению эталонов формы, умению считать, знакомит с пространственными отношениями и величиной, помогает понять соотно-шение целого и части. Играя развиваем память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности.
«Чудо-крестики» являются многофункциональным пособием для разви-тия у детей математических и творческих способностей. Данная игра пред-ставлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенку предлагается собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Малыш должен, используя схемы, собрать различные образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок». «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и части. Малыш в ходе игры развивает воображение, фантазию, ловкость рук, учится использовать схемы для решения поставленных задач. Это очень удачный вариант кон-струирования для детей 3 лет.
Развивающая игра «Чудо -цветик» направлена на развитие сенсорики и психических процессов, математических представлений и творческих спо-собностей. Малыш 3-5 лет осваивает состав числа в пределах первого де-сятка, учится считать и отсчитывать необходимое количество, соотносить цифру и число. Составление образных фигурок из деталей головоломки (сначала по образцу, а потом по своему замыслу) тренируют мелкую мо-торику рук, развивают пространственное воображение и фантазию. Ребе-нок 5-7 лет с помощью игры и сказочного сюжета учится решать логиче-ские задачи и осуществлять свои творческие замыслы, осваивает принцип образования чисел из единиц и двух меньших, получает представление о соотношении целого и части, дробях.
«Чудо-соты «Это развивающее пособие представляет собой деревянную рамку с пятью разноцветными вкладышами, по форме напоминающими соты. Каждая сота состоит из нескольких частей – геометрических фигур. Ребенок сможет играть, собирая все соты воедино в рамке или конструи-руя из них всевозможные фигуры и силуэты. Предметы можно складывать по предложенной схеме или придумывать их самому. Готовые фигуры можно будет обвести карандашом по контуру, а затем разукрасить полу-чившееся изображение. Игрушка тренирует тактильно-осязательные ана-лизаторы, мелкую моторику, развивает воображение и творческие способ-ности, совершенствует речь, внимание, память и пространственное мыш-ление, способность анализировать и принимать самостоятельные решения. Помогает освоить начальные логико-математические понятия: количе-ственный счет, соотношение целого и части, пространственные отношения предметов.
Игра "Лепестки" представляет собой набор из 8 разноцветных "лепест-ков": 7 цветов радуги + 1 белый. С помощью специальной контактной лен-ты, лепесточки, словно "репейник", крепятся на игровое поле из ковроли-на. Игра "Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка, а также формирует навык осмысленного выражения в речи пространственных понятий: "над", "под", "между", "рядом", "слева", "справа".
Эталонный конструктор «Фонарики» Позволяет ребенку осваивать гео-метрические формы; конструировать по схемам; определять размеры; вы-полнять творческие задания; рисовать по трафарету.
«Математические корзинки» Ребенок с веселыми героями зверятами-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия. Малыш в ходе игры помогает сво-им друзьям складывать в корзины грибы-вкладыши. При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо по-ложить в корзину, чтобы она была полной. В предложенной автором ин-струкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малы-шом.
Шнур-затейник делает пальчики вашего ребенка ловкими и умелыми, развивает мышление, память, внимание и воображение.
Кораблик «ПЛЮХ-ПЛЮХ» Знакомит с цветом, формирует математиче-ские навыки, развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Пять цветов, пять мачт разной высоты, флажочки, которые снимаются и одева-ются. На кораблике работают пальцы (надо правильно брать пальчиками флажочки). Помогают нам играть с корабликом матросы – лягушата и ка-питан – гусь. Для того, чтобы наш кораблик отправился в плавание на нем надо навести порядок, надо наши флажочки снять и постирать. Затем раз-ложить на столе по цветам и просушить. И затем начинаем надевать, На маленькую надеваем самую маленькую кучку и тд.
Кораблик «Брызг-брызг» Представляет собой игровое поле из ковроли-на в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам ра-дуги и по необходимому количеству флажки на липучках — паруса. Ко-рабль — образ числовой оси (1-я мачта, 2-я мачта, 7-я мачта, 1-самая низ-кая, 2- низкая, 3- ниже средней, 4- средняя, 5- выше средней, 6-высокая, 7-самая высокая.
Флажок: может быть повернут (налево или направо). Это свойство можем использовать на закрепление направления.
Флажки могут быть расположены: радуга – вертикальные ряды, матрос-ская тельняшка – горизонтальные ряды, лесенка – диагональные ряды, пёстрое одеяло – произвольное расположение
Игра способствует: - совершенствованию интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи;
- тренировке мелкой моторики рук; развитию умения решать логико-математические задачи.
Если флажки перемешать, то задания могут быть такими:
Снять 2 флажка — не красных, не зеленых, не синих. (Закрепление: цвет, количество, отрицание).
Снять зеленый флажок между желтым и синим (Пространственная харак-теристика).
Развернуть на 7 мачте красный флажок (Направление);
- ветер срывает флажки, надеваем флажки, считаем флажки, ищем мачты (решение логико-математических задач, состав числа);
- загадка капитана, загадка матросов (игры «да-нет»).
Кораблик «Буль-буль» Ларчик - 10 мачт. Можно использовать для счета в пределах 100. Флажки соединены парами, тройками, четверками, белые - десятками. В упаковке 10 десятков. Например 12 это 1 белый (соединен-ный) десяток и еще 2 флажка.
Волшебная восьмёрка Состав: игровое поле для конструирования одной цифры. На рисунке восьмёрки написаны слова считалки КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ (шифр цветов радуги)
Двусторонние палочки для конструирования цифр. С одной стороны они окрашены в цвета радуги. Игра развивает: интеллект – процессы внима-ния, словесно-логической памяти, операции пространственного и логиче-ского мышления, умение составлять цифры и складывать образные фигу-ры; мелкую моторику рук – координацию глаз-рука, точные движения ки-стей рук и детских пальчиков.
Игры и задания с волшебной восьмёркой:
- конструирование цифр по схеме,
- конструирование по словесной модели,
- мысленное создание словесных моделей цифр, без опоры на действие.
"Конструктор букв" позволяет из элементов, сконструировать любую букву алфавита. Элементы можно прикреплять на поле эластичным шну-ром, можно выкладывать на столе.
Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последователь-ности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, по-могают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у малышей. «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, развивает у них мелкую мотори-ку рук, помогает изучить цвета, величины и формы. С помощью данной игры ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориен-тироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисун-ками, нестандартно мыслить. «Геоконт» также развивает психологические процессы малыша. Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифро-вано слово «геометрия»).
Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели до-школьного образования – сохранение и укрепление здоровья детей, воспи-тание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и лич-ностных качеств, сформировать предпосылки к учебной деятельности, ко-торые обеспечат социальную успешность.
Вот в такой незатейливой игровой форме, путешествуя по сказочным ми-рам развивающих игр Воскобовича, ребенок осваивает счет, чтение и даже основы геометрических понятий. Можно купить все необходимое в мага-зинах. Можно сделать игры своими руками. Но главное, это не учить ре-бенка по играм, а играя в сказку узнавать с ним что-то новое и необычное.
Вы и сами не заметите, как развивающие игры Воскобовича раскрасят жизнь яркими красками веселого познания!
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами великого педа-гога В. А. Сухомлинского, который сказал, что духовная жизнь ре-бенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.