Юлия Первякова
Игры для развития финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Это дети будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе, и из экономики.
Дети очень рано включаются в экономическую жизнь, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает: что такое «мое», «твое», «наше», «обмен»,
Публикация «Игры для развития финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
«деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами в достаточно раннем возрасте.
От того, что будет заложено в детстве, во многом зависит, каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых. Для того чтобы ребенок хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с дошкольного возраста. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, дает знания о новых профессиях, обогащается словарь, приобретаются такие качества, как стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, даются представления о рекламе и т. д.
Развитие финансовой грамотности в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Во время игр со сверстниками, во время общения они употребляют много экономических понятий, порой не задумываясь об их значении, о смысле, которое они несут.
Задача воспитателя в ДОО не только дать детям какой-то объем
экономических знаний, но научить правильно этими знаниями
распоряжаться, помочь правильно осмыслить новые явления, факты, понятия, подготовить ребенка к жизни в современном обществе.
Поиск оптимальных путей, решения проблемы развития финансовой грамотности дошкольников, привел к использованию игровых технологий. Среди разных видов игр особую значимость приобретают дидактические игры экономической направленности. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений. Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Какие задачи преследуют такие игры?
Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.
Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие- результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.
В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.
И, наконец, в-четвертых, формирование связей между экономическими и нравственными понятиями.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт,
который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Игра, как средство развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
В качестве средства формирования финансовой грамотности мы
использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и
навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших
дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций,
позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь- доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры : с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры- предположения и т. д.
Для удобства все дидактические игры мы разделили по блокам
Iблок. «Человек и его потребности»
IIблок. «Работник. Кто производит товары? Товар»
IIIблок. «Потребитель. На что расходуем деньги? Семейный бюджет»
IVблок. «Деньги, обмен, торговля, реклама»
Цель первого блока — формирование у детей представлений о материальных и духовных потребностях человека, воспитание осознанно правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг, на то, чтобы показать взаимосвязь потребления и производства товаров, потребления и предлагаемых услуг; воспитание уважительного отношения к труду и людям труда.
Цель третьего блока — научить детей выделять основные направления использования денег людьми, дать представление о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете, развивать основы экономического мышления, формировать привычки нравственно-экономического поведения.
Четвертый блок ориентирован на закрепление представления детей о деньгах как универсальном средстве обмена, спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами; формирование основ экономической культуры личности ребенка.
Заключение
В качестве средства развития финансовой грамотности дошкольников можно использовать дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. Дидактические игры являются эффективным средством формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Литература
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
2. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с. 3.
3. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания:Т. Проснякова].
4. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
5. Белокашина С. В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с. 63.
6. Власова И. В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 140.
7. Власова И. В., Прохорова Н. П. Ключ к сердцу ребенка // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 121.
8. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
9. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
10. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7. с. 24.
11. Казакова Н. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. с. 29.
12. Капкова Е. Б. Необходимо объединить усилия //Детский сад от А до Я. 2003.
№4. с. 143.
13. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
14. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М. : Педагогика – Пресс, 1996. – 118. : ил.
15. Лукьянова Р. С. Система дошкольного экономического образования и воспитания в Нижегородской области // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 77.
16. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
17. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт. –сост. : Л. С. Киреева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ,2003. – 96с.
18. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Цымук М. И. Детский экономический словарь. Издательства «Росмен» М. : 1999г. – 192 с.
19. Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек // Обруч.
1999. №1. с. 27.
20. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
21. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
22. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.