Юлия Червякова
Консультация для воспитателей «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для воспитателей
«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»
Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Публикация «Консультация для воспитателей „Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Задачи поликультурного воспитания дошкольников :
- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире;
- приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;
- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;
- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребёнка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре, которые можно заменить понятием «предметно-развивающая среда» :
- игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;
- уголок краеведения («изба», комната быта и прочее);
- образцы народного быта;
- образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);
- художественная литература (сказки и легенды народов региона).
Для реализации поликультурного образования и воспитания детей дошкольного возраста должны использоваться разнообразные средства:
- общение с представителями разных национальностей;
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка;
- этнические мини-музеи.
Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие».
Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними. Поликультурное воспитание ребенка с самых ранних лет формируется как семьей, так и системой общественного дошкольного воспитания. Здесь особенно велика роль взрослых – родителей, воспитателей.
Но детям раннего возраста сложно даются такие понятия, как поли культурность, национальность, толерантность. Ведь для маленького ребенка не существует понятия «свой» и «чужой» в национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и деятельностном уровнях. Миссия дошкольного образования - сформировать основу, фундамент для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, его социализации в современном мире. Поэтому в раннем возрасте важно начать с таких понятий как доброта, уважение, милосердие.
Работая по поликультурному воспитанию детей, я использую такие формы работы как:
1. Ежедневное чтение (сказки, потешки, песенки).
2. Тематические беседы по устному народному творчеству
3. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе
4. Совместное рассматривание книг и иллюстраций
5. Дидактические игры на занятиях и свободной деятельности
6. Театрализация народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелеграфе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок
7. Пение народных песенок, потешек игра на музыкальных инструментах
8. Развлечения, досуги
9. Рисование, лепка по народному творчеству
10. Пальчиковые игры.
Методы поликультурного воспитания :
воспитание дружелюбных отношений между детьми, умение мирно решать возникающие конфликты, даже если в группе есть дети другой национальности.
насыщение предметного окружения детей.
разучивание песенок, потешек разных народов.
игра в подвижные игры других народов.
Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно внедряется в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.
Особое внимание нужно уделять укреплению связей с родителями. Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Нужно стараться, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: принимали участие в проведение различных утренников, развлечений, русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы, активно обсуждали вопросы воспитания на родительских собраниях.
В уголках для родителей должен обновляться материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица» и другие.
Рекомендации для педагогов
Условия эффективности поликультурного образования в ДОУ :
Наличие теоретически обоснованной и практически ориентированной Концепции развития поликультурного образования и Программы воспитания поликультурной личности.
Опора на возрастной и индивидуальный подход в реализации задач воспитания.
Наличие специалистов, внутренне мотивированных и профессионально компетентных для проведения подобной работы с подрастающим поколением.
Включенность родителей в работу по реализации целей поликультурного воспитания.
Наличие организационно – методических возможностей для осуществления такой работы (материальных, организационных, психолого – педагогических и методических).
Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно – воспитательное пространство, в которое ребёнок погружается в детском саду и дома.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.