Ирина Иванова
Сообщение «Танцевальная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Танцевальная терапия
Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?»
Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела — самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «от-печатков», напряжений и зажимов. Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем.
Публикация «Сообщение „Танцевальная терапия“» размещена в разделах
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5—6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным.
У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.
Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому возможно использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевательные методы. Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка разных темпов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.
Что дает нам танцевальная терапия?
o снять психоэмоциональное напряжение
o выплеснуть энергию
o осознать себя в предлагаемых обстоятельствах
o проиграть свои внешние и внутренние ощущения
o совместно пережить волнующие ситуации
o пробудить положительные эмоции
o развивать коммуникативные качества, проявлять инициативу, уметь логически мыслить, фантазировать и воображать.
o сплочение
Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра. Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Танцевальная игра способстует развитию личности. Движением в танце можно передать радость, боль, грусть, горе, злобу, агрессию.
Все танцевальные игры можно разделить на две части:
1. Игры, в которых взрослый (ведущий) четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а дети (участники) «отзеркаливают» его движения:
• ритмические игры;
• «игры-повторялки»:
• игры на перестроения в пространстве;
• игры на понимание движенческих контрастов (быстрый — медленный, большой — маленький и т. д.)
2. Игры, построенные на импровизации, в которых ведущий только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции:
• импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.);
• импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д.);
• импровизации на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.);
• контактные импровизации (в паре, в группе);
• упражнения на релаксацию.
При совмещении танцевальной игры в танцетерапии используется интерпретация. Здесь можно выделить два подхода:
1. разработка конкретного упражнения,
2. вариации движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагаемых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполнения). Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки.
Главное — это то, что дети смогут получить опыт душевной и телесной радости, а это, в равной степени важно для гармоничного развития ребенка и позитивного образа себя.