Светлана Низдрач
Собрание для родителей «Трудовое воспитание в семье как средство приобщения дошкольника к современному миру»
▼ Скачать + Заказать документы
Собрание для родителей на тему :
«Трудовое воспитание в семье как средство приобщения дошкольника к
современному миру, его ценностям».
Публикация «Собрание для родителей „Трудовое воспитание в семье как средство приобщения дошкольника к современному миру“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна
В. А. Сухомпинский
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыкии личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей — не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействием с игрой, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Как известно, именно при активном использовании в семье игровых приемов происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкрепленные игровой ситуацией, и интересы воспитателей с их позицией. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, он позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребенка
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми.
В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия.
Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.
Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд входит в его жизнь не однообразно, скучно и
навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У ребенка формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.
Таким образом, мы рассматриваем трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.
Важно постоянно анализировать проявления инициативности и способностей каждого ребенка, побуждать их. развивать и направлять. «Неумеек» нужно поддерживать, воодушевлять на дальнейшие старания, учитывая при этом их личные интересы, склонности и возможности. Следует учить ребят принимать общие решения, высказывать свое мнение, отстаивать его в творческом споре, учитывать мнение товарищей, разрешать споры благодаря совместным обсуждениям.
Необходимо развивать в каждом ребенке умение быть и исполнителем, и руководителем. В первом случае детей учат при необходимости подчинять свои желания, вносить своим трудом вклад в общее дело, во втором — распределять обязанности, направлять общую деятельность к единой цели, помогать товарищам. Особое внимание нужно уделять постоянному общению с детьми, направлять их деятельность, координировать интересы и индивидуатьные запросы с общей потребностью. Только полное взаимопонимание способно доставлять детям радость и стать стимулом к творчеству и активности.
Должное внимание следует уделять воспитанию у детей культуры труда; умения подготовить рабочее место, убрать материалы и оборудование, рационализировать свой труд правильно пользоваться инвентарем и оборудованием; формированию стойких трудовых навыков, привычек.
Совместный труд детей и взрослых дает ребятам возможность почувствовать взаимоотношения людей в труде, ощутить радость совместного труда; вызывает чувство гордости от причастности к настоящему «взрослому» делу. В данном виде деятельности особенно наглядны и ощутимы для ребенка результаты совместного труда, поэтому этот вид труда необходимо практиковать чаще, определять долю участия в нем детей и взрослых.
Трудовое воспитание немыслимо без активного ручного труда, когда ребенок занимается ремонтом игрушек, пособий, подготовкой материалов к работе. Это воспэтывает стремление поддерживать порядок в «своем хозяйстве». ]4едшч>ги' Должны включать ручной труд в разные формы организации детей, в поручения, совместный труд детей и взрослых, в коллективный труд.
Фундаментом воспитания и образования детей являются впечатления об окружающей действительности. Чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше возможностей для его развития, воспитания. Этому нужно уделять особое внимание: знакомить детей с окружающими предметами и явлениями, учить любить природу, познавать ее жизнь, знакомить с общественной жизнью страны.
Все перечисленные направления работы непосредственно выходят на нравственное воспитание детей. У дошкольников активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда; формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.
Жизнь ничего не дала человеку без больших усилий.
Гораций
труда.
Труд — это деятельность человека, направленная на удовлетворение своих потребностей. Человек — единственное живое существо, которое делает и сохраняет орудия труда, использует их для преобразования действительности. Труд, в свою очередь, преобразует человека. У каждого возраста существует определенный вид деятельности, развивающий ребенка, его психику. Например, в младенческом возрасте ведущей деятельностью является общение и манипулирование с предметами; в раннем — игра и речь и т. д. Для детей 4—5 лет самым главным трудом становится игра. В игре память, внимание, мышление, речь ребенка обретают произвольность; ребенок овладевает в игрушечном варианте моделью мира, выстраивает свою модель. Он что-то создает, творит сам. Наблюдая за близкими, формирует установку на труд как таковой, усваивает, что является «женским», «мужским» трудом. У него складываются привычки: сначала это какое-то действие, поступок, а потом повторяющаяся серия действий, поступков приводит к автоматизму, то есть привычке. Как складывать одежду? Куда складывать? Как убирать игрушки? Говорит ли ребенок «спасибо» и в каких ситуациях?
До того как у ребенка сложились привычки, необходимо особенно внимательно относиться к поведению ребенка и своему собственному.
Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример — оптимальные условия воспитания трудолюбия.