Фалеева Ирина
Соблюдение прав ребенка в современном обществе
▼ Скачать
Дети — это будущее каждого государства. И от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
Основной целью моей работы является анализ соблюдения прав ребенка в современном обществе.
Зачем же была нужна Конвенция?
Дети более уязвимы, чем взрослые, к любым условиям жизни.
Дети более подвержены влиянию действий или бездействию правительства.
Дети особенно уязвимы к эксплуатации и неадекватному отношению.
Дети не принимают участия в голосовании, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса были не слышны.
Публикация «Соблюдение прав ребенка в современном обществе» размещена в разделах
Именно это и послужило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение охраны прав детей на всей Земле.
Бесправное рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительное отношение к ребенку было системой практическиво всех странах. Анализ материалов о системах и методах воспитания детей в разных странах свидетельствует о том, что дети всегда подвергались различным наказаниям, включая смертную казнь и каторжные работы.
К осознанию того, что ребенок должен обладать теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце XIX начале XX веков.
В Женеве, в 1924 году, Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка. Но только с образованием, в 1945 году,ООН проблема защиты прав ребенка вышла на международный уровень.
Впервые Генеральная ассамблея ООН провозгласила 1917 год Международным годом ребенка. Этим она не только еще раз обратила внимание мирового сообщества на положение детей, но и заставила мир перейти к конкретным действиям по защите прав детей.
Значимым международно-правовым документом стала Конвенция о правах ребенка. И 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла и утвердила Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный Юридический документ, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детям. Для настоящей конвенции — ребенком является человечек до достижения 18-летнего возраста. Все её положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей : выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
1. Ребенок обладает личными правами — такими как : право на жизнь, право на гражданство, право на свободное выражение своих взглядов и т. д.
2. Ребенку гарантируются социальные права — это права на защиту и помощь, на пользование благами социального обеспечения.
3. Ребенку гарантированы как политические права, так и права на образование и культуру — это права на свободу мысли, религии, доступ к образованию.
Ребенку также гарантируются социальные права на особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если он временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст. 20) На пользование наиболее современными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24) На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчает его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок с особенностями развития в умственном или физическом отношении (ст. 23) На пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26) На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27) Ребенок обладает личными правами : Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие [ст. 6]. На регистрацию,с момента рождения, на имя, на получениегражданства, семью, родителей и на их заботу [ст. 7]. На сохранение своей индивидуальности [ст. 8]. На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними [ст. 9–10]. На свободное выражение своих взглядов, мыслей по всем вопросам, затрагивающим интересы ребенка (если он способен их сформулировать) [ст. 12].
На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию [ст. 16].
На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных представителей или опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов общения [ст. 9, 33, 34, 35, 37]. На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет [ст. 37].
На защиту от призыва на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет, недопущение участия детей, не достигших 15 — летнего возраста, в прямых боевых действиях.
Современная жизнь часто ставит ребенка в чрезвычайные ситуации, когда он нуждается в особой защите. К таким чрезвычайным обстоятельствам Конвенция относит вооруженные конфликты, природные и экологические бедствия, все виды эксплуатации детей привлечение к уголовной ответственности, жестокое обращение и многое другое.
По данным государственной думы в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции по правам ребенка. Обратите внимание, что 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находятся в зоне социального риска. Численность беспризорных детей в России от 2,5 миллионов (по данным МВД, до 4 миллионов (по данным независимых экспертов). Расчет число детей, занимающихся бродяжеством и просящих милостыню. Масштабы этой трагедии еще до конца не осознаны.
В статье «Дети населения» в одной из газет — приводится потрясающие по своей социальной значимости данные: в России около 2 миллионов неграмотных детей, которые оказались за пределами школы, а значит, без школьного образования, воспитания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды безработных молодых людей, бездомных, криминальных группировок.
Серьезные нарушения прав ребенка имеются в области образования. Это чрезмерные учебные нагрузки, и авторитарные методы воспитания и общения со стороны многих педагогов, и низкое материально — техническое обеспечение учебного процесса, имеют место случаи необоснованного перевода детей в коррекционные классы, специализированные школы.
По данным газеты «Дошкольное образование» за 2005 год значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет — это 100тысяч общественно- опасных деяний в год. По различным оценкам, детская преступность уже составляет от 30 до 40 % от общего количества преступлений, совершенных в нашем государстве. Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослого (это 25–30 тысяч преступлений, по которым потерпевшими признаны дети до 13 лет, регистрируется свыше 80тысяч случаев сексуального насилия или развратных действий, но также дети еще становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.
Работая над данной темой в детском саду было проведено исследование по проблеме соблюдения взрослыми прав ребенка. В ходе беседы с дошкольниками старшей и подготовительной группы выяснилось: 50 % опрошенных — родители за различные проступки ругают детей. 23 % опрошенных — родители нарушают права ребенка — ругают и ставят в угол. 27 % опрошенных родителей — родители оказывают физическое насилие — бьют, шлепают. Организация досуга детей тоже в основном проходит авторитарно. Из 87 опрошенных: - 47 % — это родители спрашивают мнения детей. - 13 % — это родители, которые редко спрашивают мнения детей и редко организуют досуг. - 40 % — родители ставят детей перед фактом куда пойдут.
На вопрос беседуют с вами родители о ваших правах, из 28 опрошенных подготовительной группы: - 6 % — ответили положительно. - 94 % — ответили, что родители не говорят о правах ничего. На вопрос проводят ли беседы воспитатели о ваших правах : - 68 % — ответили, что да проводят - 32 % — ответили, что не проводят.
Из всего вышеизложенного следует, что права ребенка часто нарушаются самими взрослыми, теми людьми, кто должен в первую очередь защищать и охранять эти права.
Детство — надежда и будущее человечества. Ребенок — индивид, которому еще только предстоит стать человеком. Поэтому работу по ознакомлению детей со своими правами необходимо проводить еще с дошкольного возраста.
В нашей школе систематически разрабатывается система мероприятий — беседы, игры, занятия для школьников, а также есть устав, в котором прописаны все права и обязанности школьников.
Давайте помнить, что дети-главный подарок для мира
С ними чудесней земная картина.
Мир станет лучше на нашей планете,
Если счастливыми будут все дети!