Ольга Чертова
Конспект занятия кружка «Снег, лёд и их свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
На занятиях кружка "Юный эколог" мы с детьми старшей группы продолжаем экспериментировать. На этот раз опытным путём изучаем свойства снега и льда.
ЦЕЛЬ: Формировать представление о снеге, льде и их свойствах.
Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
ЗАДАЧИ:
Образовательная. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег и лёд изменяют свои свойства.
Закрепить знания о свойствах снега и льда.
Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
Публикация «Конспект занятия кружка „Снег, лёд и их свойства“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Развивающая. Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, интерес к зимним явлениям природы.
Воспитательная. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Предварительная работа: Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, характеристики снега : сухой (мокрый, рыхлый (плотный, холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый, игры со снегом, опыты, чтение рассказа “Первый снег” Е. Трутневой.
Материалы и оборудование: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок и льдинок с обозначением свойств снега и льда, салфетки и полотенце.
ХОД:
Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)
А в следующих загадках говорится о явлениях неживой природы зимы. Отгадайте их.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки. Настоящие ли они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки?
Послушайте, как интересно рассказывает о снежинках писатель
В. Архангельский. (Детям зачитывается о том, как образуются снежинки).
-А кто может прочитать стихотворение о снеге или о снежинках? (Дети читают известные им стихи.)
Каким бывает снег? Оказывается, снег бывает разный. В очень морозные дни он хрустящий и рассыпается. А вот если немного потеплеет на улице и наступит легкий, небольшой морозец, то снег станет липким, и мы сможем тогда и вылепить снежную бабу, построить снежную крепость, и поиграть в снежки.
А когда бывает снег и лёд (Ответы).
Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы). Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.
Я вчера набрала снег и лед и разложила его по тарелочкам, а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос "Где живет снежинка?")
Теперь мы с вами ученые-исследователи, будем выяснять, какие они снег и лёд и каковы их свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).
Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему?
Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза и тают в тепле.
(на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле).
Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).
Опыт №1. «Определение цвета».
Сравним: какого цвета вода, снег и лёд (снег белый, вода и лёд бесцветные) А что еще бывает белым? ( крепится 2 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата, лёд бесцветный).
- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Проведем эксперимент. У вас под тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, другой опустите в воду, третий круг положим под льдинку. Где круг видно, а где нет? Почему? ( на доску крепится 3 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз, лёд прозрачный – открытый глаз).
Опыт № 3. «Определение запаха».
Ребята, а как узнать, снег и лёд пахнут? (надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) ( крепится 4 снежинка: снег и лёд не имеют запаха - на снежинке нарисован нос).
Опыт №4.
Давайте попробуем воткнуть в снег палочку, что произошло? А можно ли воткнуть палочку в лёд? Можно сделать вывод, что снег рыхлый, а лед твёрдый.
Опыт №5.
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).
Физкульминутка :
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает.
Сколько снегу намело, (показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (шагают)
Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)
и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)
Каждый пальчик мы оденем,
Будет вы шубах нам тепло.
Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладают снег и лёд? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега и льда). Обращается внимание детей на то, что снег и лёд - это замерзшая вода.
Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
А лёд – бесцветный, прозрачный, твёрдый, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
А теперь, когда мы с вами познакомились со свойствами снега, давайте попробуем сами вырезать снежинки и посмотрим, какие они у нас получатся. (Дети вырезают снежинки).
Подведение итогов занятия : Как много мы сегодня узнали о снеге, пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?