Наталья Павловна Паулова
Консультация для родителей «Слушаем музыку вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.
Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой.
Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить её.
Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе.
Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса и может быть с инструментальным сопровождением и без него.
Инструментальная музыка исполняет одним или несколькими инструментами.
Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, она должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям.
Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.
Для слушания вокальной музыки подбираются более трудные песни, чем те, которые исполняют сами дети. Прослушав эти песни, дети часто начинают их петь, причем передают мелодию неправильно. Это разрушает навык правильной передачи мелодии, который прививается в пении. В таком случае надо не разрешать детям петь, а предложить им только слушать. В песнях, исполняемых дошкольниками, как правило, есть фортепианное вступление и заключение, которые раскрывают содержание произведения и подводят детей к восприятию более сложной инструментальной музыки.
Наиболее доступны из произведений инструментальной программной музыки пьесы из «Детских альбомов» А. Гречанинова, П. Чайковского, С. Майкапара.
Дети слушают и танцевальную музыку, которая не используется в движении, например «Камаринскую» П. Чайковского, «Вальс» А. Гречанинова, «Польку» С. Майкапара.
Важно учитывать непосредственные впечатления детей, их реакцию на музыку. Часто некоторые педагоги после исполнения произведения спрашивают детей, понравилась ли им музыка. Обычно они хором отвечают «Да». Такой ответ не всегда показывает, что музыка действительно понравилась. Отношение детей к прослушанному произведению может быть различным. Если это динамичное, живое музыкальное произведение вроде «Смелого наездника» Р. Шумана или «Кавалерийской», «Клоунов» Д. Кабалевского, дети тут же просят его повторить.
Произведение спокойного, лирического характера не сразу вызывает отклик у ребят. Надо выждать некоторое время, и тогда они попросят повторить это произведение. Так бывает после слушания «Колыбельной» Н. Римского-Корсакова или «Болезни куклы» П. Чайковского.
Иногда дети молчат, потому что музыка оказалась сложной, непонятной. Оценка детьми прослушанной музыки бывает краткой : скучная, веселая, громкая, тихая, медленная, быстрая. Обычно они правильно определяют характер музыки.
Для понимания детьми характера музыки хорошо сопоставлять два разнохарактерных произведения. Так, детям младшей группы играли колыбельную и русскую народную плясовую.
Излишние разговоры по поводу прослушанной музыки разрушают настроение, созданное ею, дробят целостность впечатлений, мешают эмоциям и чувствам.
Приведенные примеры показывают: что музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. П. Чайковский верно определил музыку как «язык чувств». Чувства же почти невозможно передать словами. Роль слова при восприятии музыки ограничена.
Н. Римский-Корсаков говорил, что любовь к музыке различна. Наименьшая любовь к музыке – это любовь к словам и речам по поводу музыки. Надо научить детей понимать музыку, для чего прежде всего необходимо развивать музыкальный слух.
Кроме слушания произведений, на обычных музыкальных занятиях для детей старших групп слушание музыки можно давать в виде концерта на 15-20 мин.
В. Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце.