Лилия Кожирнова
Консультация для родителей «Играем вместе с детьми. Роль взрослого в детской игре»
▼ Скачать + Заказать документы
«Играем вместе с детьми»
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 323 «Сказка»
г. Нижний Новгород
Игра – естественный для ребёнка вид деятельности.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Игровые действия помогают ребёнку выразить самые фантастические желания, свои мечты, проявить творчество, активность, смекалку. Ребёнок в игре сам сочиняет слова, действия для своей роли, подбирает игрушки, природный и, так называемый, бросовый материал, создаёт в игре новые конструкции машин, мостов, домов, изготавливает мебель. Проявление творчества в игре позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир, даёт ему жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей игровой деятельности.
Важнейшим условием игры является наличие у ребёнка знаний об окружающих предметах их назначении, свойствах, качествах, о реальных действиях с предметами; о событиях и явлениях реального мира, об отношении окружающих людей и их взаимоотношениях.
Игровые действия соответствуют действиям людей той или иной профессии, но в игре они совершаются не с теми предметами и инструментами, которыми действуют взрослые, а с их заменителями. Это готовые игрушки: машины, куклы, игрушечные животные, наборы для игры в парикмахерскую, больницу и т. д. ; природный материал: шишки, мох, камушки, песок, глина, или так называемый бросовый: разные коробочки, дощечки, кусочки ткани, скорлупа орехов.
В игре ребё нок отражает жизненные ситуации: взаимоотношения людей, их действия, поступки, разговоры, реплики, действия с предметами и орудиями труда. Игра помогает ребёнку усваивать нормы общественного поведения, учиться быть внимательными, вежливыми, заботливо относиться к окружающим.
Каждая игра ведётся по определённым правилам. Большинство правил в игре устанавливается самими детьми и выполнение их в игровой обстановке доставляет ребятам удовольствие, чувство радости, способствует эмоциональному подъёму душевных сил. Подчинение игровым правилам развивает у ребёнка контроль за игровым поведением: ведь вести себя он должен в соответствие с поведением того, кого он изображает, человека той или иной профессии, сказочного героя, животного и т. д.
Разыгрывая роль, ребёнок отождествляет себя с взрослым человеком, он действует, как врач, строитель, продавец, парикмахер, повар при этом, стараясь выполнять игровые действия, связанные с этой ролью. Чтобы у ребёнка возникло желание выполнять игровые роли, необходимо раскрыть перед ним сюжетную линию игры, рассказать, что делают, как ведут себя люди разных профессий, показать общественную значимость их труда, вызвать чувство симпатии, теплоты и благодарности за их труд. Поэтому, необходимо, чтобы дети, выбирая для себя роль, хорошо знали, что делает тот или иной человек, где и как он работает, чем пользуется в своей трудовой деятельности.
Игра становится источником возникновения новых действий, желаний, умений, так как, придумывая и создавая для своей игры игрушки: самоделки, атрибуты, поделки, постройки и конструкции, ребёнок открывает и развивает свои творческие способности.
Роль взрослого в игре бывает различной : он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. Но во всех случаях надо внимательно относиться к игровому замыслу и стремлению ребёнка, не подавлять его инициативы и самостоятельности, опосредованно влиять на содержание игр, создавать условия для их развёртывания, для развития детской изобретательности и творчества.
Советы родителям
Ваш ребёнок становится взрослее, его интересует всё окружающее. Уважительно относитесь к его любознательности. Взрослый, умеющий ответить на любой вопрос ребёнка, становится для него непререкаемым авторитетом.
Старайтесь как можно больше общаться с малышом. Совместные прогулки, беседы, наблюдения позволяют удовлетворить любопытство, дать пищу для размышления, рассуждений и творчества.
Больше читайте ребёнку, сделайте совместное чтение домашней традицией. Детям 4-5 лет нравятся сказки, но особенно интересны сюжеты, в которых есть приключения, путешествия, и конечно, герои, достойные подражанию.
Постарайтесь узнать, что заинтересовало вашего ребёнка в рассказе, попросите нарисовать свои впечатления о прочитанном и услышанном.
Поставьте по знакомой сказке или сюжету домашний спектакль в виде игры, «не на показ», а для души и провести его надо на пике интереса и сиюминутного желания.
Рассказывайте ребёнку о профессиях, показывайте профессию «в действии» : как парикмахер общается с клиентом, как продавец взаимодействует с покупателем, как врач принимает больного и др. Дома поиграйте с ним, например, предложите малышу стать врачом, а сами побудьте в роли пациента: подтолкните ребёнка на ролевой диалог, научите ролевым действиям.
Отведите ребёнку ящик или коробку для различного игрового и бросового материала. Всё это пригодится ребёнку в игре и разбудит его фантазию.
Если вы видите, что ребёнок, занят игрой, постарайтесь не отвлекать его, понаблюдайте в какие игры и как он играет. Если малыш играет с удовольствием, обустраивает игровое поле, то значит, что его идеи в игре не иссякли, а если действия однообразны и но проигрывает один и тот же сюжет много раз, то ему необходима ваша помощь. Посоветуйте, подскажите ребёнку, какие могут быть варианты развития сюжета, какие новые персонажи могут в нем использоваться, и игра оживится.
Поощряйте совместные игры ребёнка со сверстниками, так как это способствует развитию ролевых отношений в игре, умения распределить роли, создавать общий замысел и вести ролевой диалог. _